Шестаков Андрей Сергеевич

Содержание

Краткая биография

Шестаков Андрей Сергеевич (14.08.1880 — 01.07.1941, г. Красноярск), художник, педагог, один из первых преподавателей Пермских художественных мастерских.
Учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1905 г. Шестаков занимался с учениками рисовальной школы, организованной Товариществом красноярских художников. Затем были Мюнхен, Петербург-Петроград, Пермь, Новосибирск, снова Красноярск.
В 1922 — 1928 работал в Перми, преподавал в художественном техникуме, исполнил скульптурные портреты старых коммунистов — мотовилихинских рабочих П. М. Обросова и В. А. Иванченко, героя гражданской войны на Урале С. А. Окулова и др. (находятся в Пермском краеведческом музее).
С 1929 г. работал в Красноярске. Последнее десятилетие творческой и общественной деятельности Андрея Шестакова было самым насыщенным. Он был одним из организаторов объединения художников края и первым председателем правления Красноярской организации Союза художников (1939 год). При его активном участии возобновила работу рисовальная школа (занятия в которой прекратились в 1919 году), где он преподавал и заведующим которой состоял до 1939 года. По инициативе Шестакова в 1936 году в Красноярске открылась первая выставка детского рисунка.

Талантливый художник Шестаков много работал творчески в разных видах искусства: в живописи, в графике, в скульптуре. Он – интересный график, создал большую галерею портретных рисунков своих современников, в которых сумел почувствовать и передать стремительную поступь своего времени. В Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова хранится его небольшая скульптурная работа «Колхозница», где также отражен характер той эпохи. Его произведения хранятся в Краеведческом музее, в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова.
Скончался 1 июля 1941 года. Похоронен в Красноярске на Троицком кладбище.

Детство и юность

Андрей Шестаков родился 14 августа 1880 года в д. Ишимы Сухобузимской волости. Деревня эта находилась верстах в пятидесяти от Красноярска, если учесть, что не так далеко от нее была деревня Шестаково и Шестаковы были среди первых служивых, прибывших в Сибирь, то можно понять, почему Андрей Сергеевич относил свое происхождение к чалдонам, которые считаются первопроходцами Сибири. Отец его, по семейному преданию, был иконописцем.

Рано оставшись без родителей, Андрей вынужден был искать заработка. Шестаков был отдан в ученики к сапожнику, который, случалось, бил его колодкой за плохую работу.

В Красноярске Андрей жил у родственников и учился в городском училище. Интерес к рисованию у него проявился еще с детства. Уже в годы учебы, как он сам отмечал, за ним закрепилось именование «художник».

Как он вспоминал впоследствии, лет в четырнадцать решился показать свои достижения в рисовании Василию Ивановичу Сурикову. Эта первая встреча с Суриковым произошла в 1894 году, когда в конце мая – начале июня Василий Иванович приехал в Сибирь и Красноярск, чтобы сделать несколько этюдов к почти написанной картине «Покорение Сибири Ермаком». Показанные рисунки начинающего художника были добросовестные копии с картин известных русских художников, которые печатались в альбоме-приложении к журналу «Нива».

Небрежно просматривая их, знаменитый земляк заинтересовался неожиданно рисунком сосны, сделанным с натуры в городском саду.

Василий Иванович стал доброжелательно советовать юному автору, как работать. Он порекомендовал приобрести краски в количестве шести или семи цветов и ни в коем случае не поступать в Академию художеств.

Внимательное отношение такого выдающегося мастера к творческой натуре подростка укрепили в юноше желание стать художником, но в осуществлении этого у него было достаточно много препятствий.

Андрей Шестаков довольно много общался с Дмитрием Каратановым, от которого он, скорее всего, получил советы по части вступительных экзаменов, которые собирался держать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, помня при этом слова, сказанные В.И. Суриковым при встрече: «Только не поступайте в Академию художеств»

Учёба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества

10 августа 1900 года Шестаков написал на имя директора училища прошение с просьбой допустить его до конкурсных экзаменов для поступления вольным посетителем в головной класс художественного отделения училища живописи, ваяния и зодчества. Выдержав экзамен, он был допущен к занятиям в училище.

С внесением платы за обучение на первое полугодие проблем у него не было.

По словам его сына, Вадима Андреевича Шестакова, со средствами на обучение на первое время помог золотопромышленник Кузнецов (Если это было так, а не легенда, то определенную сумму денег мог предоставить золотопромышленник Александр Петрович Кузнецов, поддерживавший дружеские отношения с Суриковым, которому его отец П.И. Кузнецов более тридцати лет тому назад оказал материальную поддержку для обучения в Императорской Академии художеств. Кузнецов-младший был человеком, понимающим искусство и трудности жизни его создателей).

Шестаков должен был располагать определенной суммой денег для оплаты жилья, которое он по прибытии в Москву снимал в Бутырках по Панской улице в доме Поляковой No 22. С первых дней проживания в Москве провинциальный юноша опосредованно соприкасается с насыщенной событиями и интересными людьми средой.

В те годы Бутырки были известны не только Бутырской тюрьмой. В культурно-художественной сфере этот район был прославлен деятельностью Саввы Ивановича Мамонтова, предпринимателя, мецената, организатора частной оперы и знаменитого кружка, обосновавшегося в Абрамцеве, получившего название «Барбизона», где встречались А. Васнецов, В. Васнецов,

У учащегося Шестакова денег на длительное время не было. Летом 1901 года ему удалось поступить на службу в контору медицинского отдела Управления Сибирской железной дороги в Томске. Так были заработаны деньги на оплату учебы в первом полугодии второго года обучения были.

Но уже в декабре 1901 года Андрей Шестаков обратился в Комитет общества для пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях Москвы, с просьбой оказать ему помощь. Средства для оплаты за обучение на второе полугодие первого года обучения, скорее всего, были получены от этого общества.

Забота о том, где заработать, чтобы оплатить учебу, преследовала Шестакова постоянно.

Прибывание в Красноярске в 1901 году. «Каратановская компания»

Во время учебы в Москве Шестаков не отказывал себе в поездке в Красноярск.

Вошел в историю города 1901 год. Город был в волнении и переполнен слухами. Говорили о том, что появившиеся в Красноярске в большом количестве листовки были напечатаны на Столбах.

Полиция и жандармы предприняли все усилия, чтобы отыскать следы этого преступления.

Как известно, красноярская молодежь летом много времени проводила на Столбах. Дмитрий Каратанов в кругу своих близких друзей наслаждался красотами и свободой жизни среди живописной природы. На протяжении нескольких лет состав его компании менялся. У каждого из членов компании было особое имя, под которым он обитал в этих местах. Самого Каратанова звали либо Граф, либо Митяй, Шестакова звали по имени.

Д. Каратанов, Г. Трегубов, А. Шестаков, до 1910 г.
Д. Каратанов, Г. Трегубов, А. Шестаков, до 1910 г.

Как отметили очевидцы события 1901 года, полиция понеслась отыскивать печатный станок, на котором были изготовлены разбросанные в Красноярске листовки, на Столбы к «чернышовской избушке» под Третьим Столбом, где находились художники. Трое молодых людей были препровождены в Красноярскую тюрьму. Это были Дмитрий Каратанов, Георгий Козлов и Андрей Шестаков.

После трехдневного пребывания в местах лишения свободы они были отпущены. Был ли в этом задействован Шестаков в революционной деятельности – неизвестно. Намного позже, заполняя личное дело, он будет отмечать: «в партии не состоял». Своим ученикам в последнее десятилетие жизни говорил, что в политику попал только из озорства, присущего молодому возрасту.

Учебные будни в Москве

Пополнившись впечатлениями и приключениями во время пребывания в Красноярске, Шестаков возвращался в Москву в свои нелегкие учебные будни. Вторая половина второго года обучения приносила ему одну и ту же финансовую озабоченность. В феврале 1902 года в училище появилось объявление, в котором доводилось до сведения учащихся, что в случае невнесения ими платы за обучение до конца второго полугодия текущего учебного года будут исключены… Указывалось одиннадцать фамилий. Последним, одиннадцатым в этом списке значился Андрей Шестаков. Приблизительно через три месяца среди четырнадцати имен учеников, считавшихся выбывшими из училища за невнесение платы за обучение, называлась фамилия Шестаков.

Среди учащихся тех годов были тогда еще никому не известные Петров-Водкин, Сарьян, Судейкин, Ларионов, Гончарова, ставшие впоследствии заметнейшими фигурами не только отечественного искусства, но и европейского. Они были ровесниками Андрея Шестакова, некоторые чуть старше, некоторые на год-два моложе.

Шестаков покинул его стены за неимением средств для оплаты обучения.

Петербург. «Мастерская живописи и рисования для учащихся академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского»

Андрей Шестаков забрал документы из Московского училища и решил попытать счастья в Петербурге. Продолжать профессиональное обучение в Академии он не помышлял. Как посещать занятия вольнослушателем, не имея средств на оплату за обучение, он знал от Каратанова. Надо было проходить обучение другим способом.

Несмотря на коллизии, чиновничье-бюрократическую атмосферу, которыми жила Академия, количество желающих учиться в ее стенах не уменьшалось. Для подготовки к поступлению в Высшее художественное училище при ней необходимо было пройти обучение в студии, школе. Одна из них, существовавшая почти десятилетие, располагалась сравнительно недалеко от Академии и называлась «Мастерская живописи и рисования для учащихся академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского». Лев Евграфович прошел курс обучения в Академии художеств по классу гравирования. Он работал в офорте, часто обращался к иллюстрированию книг, переводу живописных произведений в полиграфическое издание. Человек общительный, благожелательный, он имел педагогический дар, что способствовало созданию частной школы.

Поначалу мастерская академика размещалась в двух небольших комнатах, а желающих обучаться было так много, что места всем не хватало. Академия художеств стала выплачивать школе Дмитриева-Кавказского субсидии, у него появилась возможность снять помещение попросторнее и увеличить число обучающихся. Их количество доходило до

ста человек. Плату за обучение вносили от 5 до 15 рублей, но некоторые имели возможность обучаться бесплатно.

В этой школе прошли подготовительный курс обучения ставшие впоследствии известными художниками М.В. Добужинский (1897–1899), П.Н. Филонов (1902–1908), А.В. Куприн (1902–1904), Л.В. Туржанский (1895), иркутский художник П.В. Лодейщиков (1903–1907) и др.

Дмитриев-Кавказский давал навыки работы с обнаженной и одетой натурой, учил рисунку с использованием карандаша, угля, сепии, акварели, давал уроки работы с живописью. Главное, чему стремился научить он своих учеников, – правильное изображение человеческой фигуры с хорошим знанием ее анатомического строения, с умением объемного ее изображения с использованием света и тени. В его мастерской делались рисунки с гипсов.

Школа академика Дмитриева-Кавказского располагалась на Среднем проспекте в доме No 48, а после прекращения Академией финансирования переехала в более скромное по размерам помещение на берег реки Смоленки.

Андрей Шестаков снимал комнату для проживания недалеко от этой мастерской. Какие функции выполнял в ней Шестаков, неизвестно. Позже, при заполнении документов, он отмечал, что работал в этой мастерской.

Финансовые затруднения сократили расходы руководителя на содержание школы. Скорее всего, академик отказался от содержания помощников по обеспечению процесса обучения, что повлекло к поискам Шестаковым нового места работы.

Сибирь. Экспедиции. Открытие рисовальной школы в Красноярске. Товарищество художников в Красноярске

В 1905 году художник Шестаков находился в Сибири. Он принял участие в экспедиции, отправившейся на север Приенисейского края с целью изучения быта енисейских остяков – кетов. Руководил экспедицией В.И. Анучин, он был старше Андрея Шестакова на пять лет. Они, возможно, познакомились в Петербурге в студии, где будущий исследователь древностей Сибири занимался рисованием.

В исследовательской поездке в Туруханский край участвовал и Андрей Шестаков.

В семье наследников художника хранился его фотопортрет с надписью «с. Верхне-Инбатское, А.С. Шестаков, с. Верхне-Инбатское 1905 г.»

Вернувшись из поездки на север Приенисейского края в середине сентября, Шестаков, полный энергии и желания активной деятельности, осенью 1905 года осуществляет организационную работу по открытию в Красноярске рисовальной школы. В то же время красноярские художники вынашивали идею создания объединения.

12 ноября 1905 года группа художников, в которую входили М. Костылев, Д. Каратанов, Г. Козлов, П. Владимиров, А. Шестаков, подписали уведомление енисейскому губернатору об организации в Красноярске Товарищества художников. Создаваемое общество поставило своей задачей объединение художественных сил, развитие и распространение изящных искусств. Для этого члены объединения планировали устраивать художественные выставки и занятия в классах живописи и рисования.

Обучение в Мюнхине

Андрей Шестаков решил продолжить свое обучение в Мюнхене. Проживание в Петербурге среди огромного количества художников, прошедших академическую выучку, привело Шестакова к осознанию того, что ему недостает профессиональных знаний и умений для того, чтобы подняться на более высокий уровень мастерства.

В конце XIX века кроме Монпарнаса и Монмартра для молодежи Восточной Европы сделался привлекательным Мюнхен, ставший одним из центров художественной культуры, в Королевской академии и частных студиях которого училось несколько сотен русских художников. Туда стремились те, кто искал новые пути в искусстве.

В Петербурге было немало художников, прошедших подготовку в Академии, студиях и школах баварской столицы, принимавшей художников всех национальностей. Мюнхен был сравнительно небольшим городом Германии, благодаря честолюбивой политике его правителей Виттельбахов превратившийся в один из культурных центров, обретший имя «Мюнхенские Афины». Здесь был «русский уголок» в провинциальной части города – Schwabing.

Должно быть, сибиряку-красноярцу давал основы рисунка и живописи один из учеников и последователей Холлоши. Он занимался в Мюнхене у художника Магидея, имя которого осталось пока неизвестным исследователям истории искусства. И хотя Андрей Шестаков позже в заполняемых документах своего личного дела обозначал цель поездки в Баварию – повышение квалификации по живописи, какие навыки живописного мастерства получал красноярец, сказать затруднительно.

Тем не менее, год учебы в Мюнхене – великолепная школа для профессиональной культуры художника.

Возвращение в Петербург. Экспедиция на Сахалин

После пребывания в Мюнхене Андрей Шестаков возвратился в Петербург, стал работать по вольному найму в Петербургском геологическом комитете.

Первоначально исполнял обязанности коллектора, а затем работал как художник-фотограф. Выезжал в экспедиции на Дальний Восток, которые возглавлял известный геолог, исследователь Северо-Восточной Азии П.И. Полевой.

В семейном архиве осталось свидетельство, указывающее, что Шестаков А.С. командирован Геологическим комитетом для производства геологических исследований в качестве коллектора в Камчатскую область под руководством горного инженера П.И. Полевого. Документ датируется 1912 годом. Есть основания полагать, что Шестаков стал выезжать в экспедиции под руководством П.И. Полевого уже с 1909 года, когда проводились исследования южной части о. Сахалина

По пути на Сахалин летом 1909 года у Андрея Шестакова была возможность остановиться в Красноярске. В своих воспоминаниях о встречах с Василием Ивановичем Суриковым он отмечал, что в том году встретился со знаменитым земляком и показал ему свои новые работы, среди которых был портрет Каратанова, которому Суриков дал достойную оценку.

Экспедиция на Камчатку

Во время экспедиции в мае 1912 года на Камчатку был впервые обследован бассейн реки Анадырь, осуществлена ее съемка на протяженности более тысячи километров, после зимовки в д. Еропол обследования были продолжены, четыре с половиной тысячи километров пути на собачьих упряжках дали возможность оконтурить территорию Анадырской низменности, нанести на карту притоки Анадыря, плоскогорья и хребты. Наименее изученные территории были зафиксированы на карте и отсняты на фото. Вероятно, Шестаков выполнял работу, связанную с рисованием карты местности.

В семейном архиве сохранились фотографии деревни Марково того времени. Шестаков, как рассказывал его сын Вадим Андреевич, привез с Анадыря его матери Клавдии Семеновне красивые меха.

По окончании экспедиций Шестаков выполнял работу, находясь в городе Петербурге.

Андрей Шестаков и художественная жизнь в Петербурге

Находясь в Петербурге, он кроме служебных дел в Геологическом комитете посещал выставки художников того круга, с которыми имел творческие контакты.

Как вписывался Андрей Шестаков в те историко-художественные процессы, которыми была насыщена петербургская жизнь периода середины 1900-х годов по 1917 год? К какому из движений он мог примкнуть? К самому демократичному, не подверженному отторжению достижений русского реалистического искусства предыдущего столетия. Он был близок к кругу «куинджистов» – Обществу им. А.И. Куинджи. Об Архипе Ивановиче Куинджи он много восторженного слышал от Дмитрия Каратанова, учившегося в 1892–1896 гг.в Академии художеств и бывшего под влиянием Куинджи, которого буквально боготворили ученики. Каратанов всегда вспоминал о своем учителе с большой любовью и благодарностью.

К 1914 году трудностей в жизни Шестакова стало намного больше. В жизни России наступал один из самых сложных периодов, всё близилось, как чувствовали и мыслили наиболее проницательные люди, к катастрофе. В Петербурге было более беспокойно. Кто-то спешил оставить город, так как ходили слухи, что определенная его часть будет освобождена от жилья, чтобы разместить для нужд войны батареи, укрепления.

Мобилизованы были на фронт многие художники. Андрей Шестаков состоял ратником ополчения 2-го разряда. При призыве на службу в армию на срок три с половиной года единственные сыновья, старшие братья, на попечении которых находились младшие, а также учителя, врачи и т.д. освобождались от действительной военной службы и зачислялись в ополчение, до которого мобилизация могла дойти лишь в самую последнюю очередь.

В архиве наследников художника сохранились документы, удостоверяющие отсрочку от мобилизации в армию в 1916 и 1917 гг. художника-фотографа Геологического комитета Шестакова Андрея Сергеевича.

Надо полагать, что до 1916 года Шестакова держали «в резерве». Трагические события для Русской армии на фронте следовали одно за другим. Андрей Шестаков принял решение увезти жену Клавдию Семеновну в Красноярск. К этому побуждало его не только желание иметь наследника-сибиряка, но и опасение остаться с младенцем в Петербурге, охваченном смятением и трудностями военного времени. В Красноярске родился их первенец – сын Вадим. Через некоторое время Андрей Сергеевич вывезет жену и сына из Красноярска в Пермь, к родственникам жены, чтобы им было спокойнее.

А.С. Шестаков с сыном Вадимом. Пермь. 1916 г.

1917 год. Петроград. Первая выставка Страны советов (1919)

Андрей Шестаков в те дни находился в Петрограде, что подтверждает исполненный 22 сентября 1917 года художником С.Н. Зенковым портрет Шестакова, представляющий рисунок пером. Возможно, он был сделан в одну из «пятниц», когда собирались куинджисты для общения с пригла-шением артистов и созданием рисунков. Члены Общества им. А.И. Куинджи одними из первых в Петрограде открывали выставочный сезон осенью 1917 года. 28 октября открылась первая выставка картин, этюдов, эскизов этого объединения в залах Общества поощрения художеств на Большой Морской, 38. Возможно, портрет Шестакова был создан художником Зенковым для этой выставки.

В первой выставке Страны Советов принял участие Андрей Шестаков. Его фамилия указана в каталоге первой государственной свободной выставки произведений искусства, изданном в Петрограде в 1919 году. На ней были представлены три его произведения: два енисейских пейзажа, выполненные маслом, и портрет сибирячки. Небольшой пейзаж, на котором была наклеена бумажная квитанция с надписью «Отдел изобразительного искусства Комиссариата народного просвещения. Выставка произведений искусства…» с указанием его фамилии, имени, отчества и адреса проживания в Петрограде, хранился в семье художника.

Переезд в Пермь. Высшие художественно-промышленные мастерские

Шестаков, несмотря на небольшой заработок, получаемый в Геологическом комитете, бедствовал, как и все художники. В 1918 году он привез из Перми в Петроград жену и четырехлетнего сына Вадима. Отсутствие в городе топлива, перебои с электричеством, голод, Гражданская война, разруха заставляли его искать выход, Он принял решение уехать в Пермь, где жили родственники его жены. Летом 1919 года Шестаковы приехали в Пермь.

В это же время, в июле 1919 года в Пермь с мандатом уполномоченного Коллегии изобразительных искусств Комиссариата просвещения (ИЗО Наркомпроса) прибыл художник П.И. Субботин-Пермяк, для того чтобы осуществлять распоряжения коллегии по кардинальной перестройке художественного образования в стране. С 15 сентября 1919 года в городе начали функционировать Высшие художественно-промышленные мастерские, активнейшую деятельность в организации и работе которых осуществлял Петр Иванович Субботин, уроженец Пермской губернии, зарекомендовавший себя в Москве как яркая, неординарная личность.

Известно, что в 1920 году в Перми работали декоративно-живописная,живописная, графическая, керамическая, лепная, столярно-резная мастерские. А.С. Шестаков руководил мастерской, где занимались изучением и созданием объемной формы. Почему было доверено Шестакову руководство такой мастерской? Ведь он не был скульптором. Ответ можно получить исходя из того метода обучения рисунку и живописи, который существовал в Мюнхене. Система художественной подготовки мюнхенской школы давала навыки освоения трехмерного пластического объема. Пребывая в Мюнхене, Шестаков овладел навыками работы с объемной формой, осваивая анатомическое построение изображения пластическим способом. Пластика трехмерной формы была художником освоена в Баварии.

В Перми Андрей Сергеевич прилагал немало усилий для того, чтобы и в своих воспитанниках развивать способность видеть в натуре характерное, важное. С первых лет педагогической деятельности художник зарекомендовал себя как ответственный и серьезный человек, ему доверяли очень важные поручения, о чем свидетельствует сохранившийся в личном архиве Шестакова документ следующего содержания:

«Предъявитель сего т. Шестаков Андрей Сергеевич, руководитель мастерской изучения формы при П.В.О.Г.Х.-П. мастерских (ударных), командируется в гг. Москву и Петроград для приобретения фотографических материалов, а также порфиризационного аппарата,муфляжа и проч. материалов для керамической мастерской, для приобретения литературы по искусству и наукам в библиотеку при мастерских и для ознакомления с постановкой преподавания живописи и рисования в государственных худ.-промышленных мастерских керамического искусства на государственном фарфоровом заводе. При этом Пермские Государственные худ.-промышленные мастерские, считающиеся ударными мастерскими, просят всех должностных лиц, а также учреждения оказывать т. Шестакову полное содействие в выполнении данного поручения <…>».

Эта насыщенная разносторонними заданиями командировка прошла успешно, но проблем, существовавших в обеспечении учебного процесса в мастерских всем необходимым, она не решила. В 1921 году из-за материальных сложностей закрылись резная, гончарная и скульптурная мастерские, учащимся было предложено перейти в соответствующие мастерские г. Кунгура. В 1921 году Пермские высшие художественно-промышленные мастерские были преобразованы в Пермский художественный техникум. Шестаков продолжил работать в техникуме.

Педагогическая методика «свободного рисования»

Шестаков в Перми пытался сам решить проблему, неразрешимую в масштабах теории изобразительного искусства и истории отечественного художественного образования. В этом проявилось его ответственное отношение к педагогическому делу, понимание односторонности развития творческого процесса, осуществляемого педагогической системой, в которой осново-полагающим является обучение рисунку с натуры. Этот пробел мог быть ликвидирован тщательно продуманной и систематически организованной образовательной практикой, в которой наброску отводилось бы достаточно серьезное внимание. Рекомендаций для этого в методике художественного образования не существовало, методика обучения рисунку по представлению была камнем преткновения в отечественной художественной педагогике и того периода.

В 20-х годах в Перми Шестакову, можно сказать, самостоятельно, без методических рекомендаций по художественному образованию, изложенных в соответствующей литературе, приходилось делать то, что он представлял необходимым, чтобы развивать у учащихся зрительную память, приобретать умение работать лаконичной, обобщенной линией, схватывая характерные особенности натуры. Шестаков главным аргументом для работы по памяти избрал детский рисунок, отмечая следующее:

«Наблюдения над детскими работами говорят за то, что дети совершенно не пользуются непосредственно натурой, а пользуются лишь впечатлением от нее, поэтому они и употребляют, так сказать, рафинированные формы, очищенные от всего излишнего, затемняющего смысл. Если же и пользуются натурой, то только тогда, когда в этом встречается крайняя необходимость для восстановления забытого. У детей нет чувства связанности, неприятного чувства беспомощности от отсутствия натуры; в их композиции свободно вливаются все нужные им элементы, все формы, и живые и мертвые, в каких только встречается необходимость, сейчас же появляются из-под карандаша автомобиль, лошадь, собака, гусь, дом и т.д., лишь бы только художник их наблюдал».

Был ли Шестаков информирован о проблемах современного искусства, поднимавшихся Н.Н. Пуниным в курсе лекций, прочитанных в 1919 году в Петрограде на краткосрочных курсах для учителей рисования? Историк искусства высказывал свое мнение по поводу того, что Академия художеств своим диктатом по рисунку гипсов принесла серьезный ущерб русскому искусству XIX века, говорил о радикальной ломке методических принципов как в профессиональном обучении, так и школьном. Он отмечал, что дети в самом раннем периоде своего творчества находят своеобразные художественные формы, которые могут дать художникам-профессионалам, отступившим от академических правил, толчок для оригинального самовыражения.

Не должен художник-педагог принуждать видеть своих учеников так, как видит он сам, следует учить детей видеть по-своему, развивать в них эту особенность восприятия мира в длительной планомерной практике, систематических упражнениях учить способности подмечать существенно важные черты и явления, которые взволновали художника и могут донести это чувство другим людям.

Андрей Сергеевич излагал свою точку зрения: «Резюмирую всё сказанное: композиционные работы учащихся доказывают несоответствие метода работы исключительно или, вернее, преимущественно с натуры; такая работа:1) отстраняет от наблюдения жизненных явлений; 2) замедляет и, наконец, останавливает развитие длинной памяти; 3) не накапливает запасы форм, необходимых для композиции, для творчества.Рисование же по памяти: 1) заставляет фиксировать явления, наблюденные в жизни, следовательно, выразительные и убедительные; 2) вызывая восстановление в памяти виденного, вырабатывает длинную память; 3) накапливает самый разнообразный запас форм, что позволяет совершенно свободно оперировать формами при композиции».

Шестаков ввел частичное рисование по памяти, давал задание по рисованию с движущейся модели, выходя за пределы стен класса, работая на улице, на рынке и т.д., что готовит к творческому рисованию по выполнению композиционного решения, когда формы берутся из запаса в голове. Словом, добивался того, чтобы выработать навыки свободного и быстрого воспроизведения натуры с передачей характера выразительной линией.

Работа в Перми. Скульптурные портреты

Андрей Сергеевич времени отдает не только педагогической деятельности. Он был председателем секции ИЗО Рабиса, членом Пермского филиала АХРР (Ассоциации художников революционной России), возникшего в начале 1920-х гг. в провинциальных городах страны.

В те годы Шестаков выполнил значительное количество скульптурных портретов. Это было связано и с «социальным заказом» эпохи, когда от художников требовалось отражать то, что было связано с героикой борьбы за советскую власть. Как отмечали художественные критики тех лет, скульптура была более современной, чем живопись, в своем непосредственном отражении революционной действительности, она была менее подвержена формотворчеству, поиску эффектных приемов и больше соответствовала требованиям нового нарождающегося стиля – стиля социалистического реализма.

В Перми Шестаков получил возможность выполнить скульптурные портреты деятелей революции, красноармейцев, рабочих. В его архиве осталась запись с перечнем произведений, сделанных для музея, где указывались восемь работ, выполненных в гипсе: Красный командир, Иванченко, Окулов, Спунде, Матвеев, Красноармеец, Галашин, Обросов. Работая над образами, художник решал портретные задачи в строго реалистической форме, с раскрытием индивидуальности и правды облика, с достаточной глубиной выражения внутренней жизни.

В Перми Шестаков жил в окружении тех людей, которые сражались в борьбе за советскую власть. По соседству с ним в квартире напротив жил военный комиссар Степан Акимович Окулов. Как вспоминал о нем старший сын Шестакова Вадим, человек чапаевского типа, малограмотный, увешанный оружием, ставший другом отца, делившийся с ними, что называется, куском хлеба.

В скульптурном бюсте, изображающем начальника Пермского гарнизона (начгара, а затем комчонгура командира частей особого назначения), нет ничего, что могло бы отмечать успешную военную карьеру человека, пользовавшегося в те годы известностью и славой. Папаха на голове и китель с плотно облегающим шею воротом, как своего рода «социальное обрамление» лица с присущими ему чертами абриса глаз, линии носа, пухлых губ. Задумчивый взгляд глаз с припухшими нижними веками, морщины на щеках и в уголках губ придают лицу возрастные особенности и некоторую усталость. Художник мог наблюдать модель в домашней обстановке, что позволяло уловить проявления душевного состояния обычного человека, но никак не геройской личности.

Другом художника был председатель Губчека В. Иванченко и председатель Совдепа Сорокин. Он рисовал их и лепил их бюсты. На первой выставке современных художников края, открывшейся 25 декабря 1925 года в художественном отделе Пермского государственного областного музея, был представлен бюст красноармейца, созданный Шестаковым. Образ молодого паренька в буденовке привлекает внимание своим добродушным лицом и легкой улыбкой, задержавшейся в уголках глаз и на щеках. В бюсте есть непосредственность и особая живость. Выполненный в гипсе бюст красноармейца с выставки был приобретен музеем. В соответствии с заключенным в 1926 году договором автору было выплачено 50 рублей, форма, изготовленная на средства, отпущенные на организацию выставки, осталась в музее, художнику были отданы две скульптурные копии с правом передачи их по усмотрению автора другим владельцам.

Как свидетельствует документ из архива семьи Шестакова, одна скульптура была передана художником в 1926 году в Музей Приенисейского края, о чем он получил уведомление следующего содержания: «Многоуважаемый Андрей Сергеевич! Гос. Музей Приенисейского края, принося Вам глубокую благодарность, извещает, что скульптура «Красноармеец» прибыла в полной сохранности, вошла в состав выставки им. В.И. Сурикова и пользуется большим вниманием. Зам. директора Миклашевская».

Были ли все созданные им портреты заказные, делались ли они только с натуры или с использованием фотоснимков, они не теряют своей точности, правдивости в передаче внешнего облика и психологического сходства с оригиналом. Даже если работы художника не остались заметным явлением в художественной жизни Перми тех лет, автору нельзя отказать в том, что он, не имея академической выучки, создавал трехмерный объем. В совершенстве владея пластикой, рисунком при создании графической формы на плоскости листа, он мог работать с объемной формой.

Возвращение в Сибирь. Новосибирск

Глубокий конфликт с руководством Пермского художественного техникума и отсутствие понимания и поддержки со стороны определенногокруга художников привели Шестакова к принятию решения уехать из Перми. Наиболее приемлемым пунктом проживания для него и семьи, как он предполагал, был Новосибирск, где могла быть решенной хотя бы одна из главных проблем, касающаяся жилищного вопроса. Здесь жили родственники Шестаковых, к которым они приехали в сентябре 1928 года.

Шестаковы в Новосибирске испытывали не меньшие трудности, чем в Перми.

Андрею Сергеевичу сложно было отыскать работу, тем более такую, как в Перми.

Как складывались корпоративные отношения на новом месте? Был ли членом объединения «Новая Сибирь» Андрей Шестаков? В Перми он состоял в АХРе, можно сказать – «дочернем» объединении, преобразованном в 1928 году из ранее существовавшей АХРР (Ассоциации художников революционной России).

В Новосибирске активность проявляли те художники, которые в силу своих творческих возможностей могли работать на печатные издания, выполнявшие агитационную пропаганду.

Шестаков пока не «вписывался» в планы «новосибирцев», выдерживая вынужденную паузу.

1 октября 1929 года Андрей Сергеевич был принят в мастерские Сибдеткомиссии заведующим цехом папье-маше. В ведении Сибдеткомиссии также осуществляла работу мастерская игрушек, в которой занимались с беспризорниками проживавшие в те годы в Новосибирске художники А.И. Иванов, С.Р. Надольский, его жена Н.А. Янова-Надольская. Со Степаном Романовичем Надольским Шестаков был знаком еще с юности. Степан Надольский был в тесной дружбе с Дмитрием Каратановым с детства, ведь их дома стояли рядом на одной улице в Красноярске. Возможно, через Надольского Шестаков смог устроиться на работу в мастерские Сибдеткомиссии.

В мастерской игрушек Иванов и Надольские обучали ребят изготовлению тряпичных, картонных, глиняных, деревянных игрушек, представлявших людей в этнографическом и жанровом решении, изображавших домашних животных, птиц, зверей. Поначалу работа шла успешно.

Мастерская игрушки работала в деревянном двухэтажном доме по ул. Сибревкомовской, 17. Цех папье-маше, в котором занимался с детьми Шестаков, располагался на ул. Спартаковской, 16. Андрей Сергеевич делал с детьми фигурки животных и птиц, обучая созданию формы на примере произведений В.А. Ватагина – известного скульптора-анималиста, создававшего выразительные образы зверей в рисунках и акварелях.

Возможности зарабатывать средства для поддержания более или менее нормальной жизни семьи были крайне ограничены. Здоровье его оказалось настолько подорванным, что привело к критическому состоянию организма. Руководство Сибисполкома выделило ему путевку на Кавказ. Позже художник, заполняя личное дело, в графе «награды» отметит: «путевка на Кавказ».

Красноярск. Союз художников

Проживая в Новосибирске, Андрей Сергеевич приезжал в Красноярск. Здесь он сделал ряд натурных зарисовок таких дорогих для него с детства старинных народных жилищ,.

Душевной радостью было общение с друзьями, встречи с которыми не оставались без портретных набросков.

Побывав в Красноярске, пообщавшись с друзьями и знакомыми, Шестаков мог сравнивать текущую обстановку в художественной жизни здесь и в Новосибирске. Какая-то перспектива вырисовывалась и в отношении работы. И в В 1931 году Шестаков переехал в Красноярск.

11 марта 1932 года художник был принят в Государственный музей Приенисейского края на должность заведующего художественным подотделом.

Семья Шестаковых поселилась в доме Сурикова, который не так давно, после смерти брата художника Александра Ивановича, был передан музею и использовался как жилье для сотрудников.

С образованием в декабре 1934 года Красноярского края возникла необходимость решать все организационные вопросы по созданию территориальной творческой организации – Союза художников Красноярского края. Имея достаточный опыт участия в жизни объединений художников в Петербурге-Петрограде, Перми, зная, как возникает, функционирует и решает проблемы такой творческий организм, Шестаков становится инициатором объединительной деятельности в краевом центре. В апреле 1935 года состоялось общее собрание художников в редакции вновь созданной газеты «Красноярский комсомолец», ставшей теперь пристанищем для художников.

В немногословных записях, сделанных рукой Андрея Сергеевича, отмечено, что избран оргкомитет по созданию Союза, в который вошли Шестаков, Пожарская, Троицкий, Сидельников, Заяц. Андреем Сергеевичем отмечено несколько важнейших пунктов плана, которые предстояло осуществить в ближайшее время. Один из первых – организация закрытой выставки произведений художников, претендующих быть членами объединения. Для осуществления этого предстояло решить вопросы о помещении, в котором будет проходить выставка, об оплате финансовых затрат, необходимых на ее проведение. Нужно было срочно определиться с помещением для коллективной жизнедеятельности.

В последней декаде мая 1935 года прошла закрытая выставка в здании драматического театра. Те художники, которые отвечали за подготовку и проведение выставки, не проявили никакого участия в этом деле. Выставком провели Шестаков, Пожарская, Троицкий, на выставке дежурила только Пожарская (как отмечено в личных записях Андрея Сергеевича). В Красноярске художников, имевших профессиональное образование, было человек пять-шесть. Небольшое количество мастеров работало в других городах края. Там планировалось создать филиалы объединения.

Вместе с созданием творческого объединения решался вопрос об организации производственной деятельности для выполнения работ заказного характера или для реализации созданных художественных произведений среди населения, позволявших художникам получать определенную сумму денег за свой труд. Такого плана организация, как Всекохудожник – Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств, существовала с 1932 года. Кооператив художников, или артель художников, намечено было создать и в краевом центре, но вся проблема была в отсутствии помещения, где художникам можно было бы работать.

Андрей Сергеевич, проживая в доме Сурикова, не мыслил о более подходящем помещении, чем усадьба этого дома с ее хозяйственными постройками. Следовало всё это решать с городским и краевым руководством. Вопрос о передаче художникам хозяйственных строений усадьбы Сурикова решался с властями всех уровней не один месяц. Была составлена смета на перестройку амбара(так отмечено в бумагах Шестакова), в ней обозначена сумма 22 000 рублей. Расходы наперестройку помещения на территории двора суриковского домабыли просто незначительны.

Соответствующие документы были подготовлены о том, что здесь будет работать студия, в которой будут заниматься как дети,так и взрослые. Об итогах решения данного вопроса в руководящих структурах города сообщалось в конце 1935 года в газете «Красноярский рабочий». Указывалось, что на студию в доме Сурикова ассигновано 5 000 рублей. Проходили недели и месяцы, но ничего существенного не происходило с ремонтом и приспособлением подсобных строений под нужды художников.

Шестакову и его ближайшим помощникам предстояло решить несколько проблем, позволявших осуществить создание творческой организации, производственного коллектива, учреждения профессионального обучения художников и взрослых и детей.

В осуществлении этого на его долю выпал огромный груз проблем, забот, решений, которые требовали много личного времени и сил. Единомышленники были, но активных помощников иногда не оказывалось рядом. Не стоит забывать, что у Андрея Сергеевича были еще служебные обязанности, за выполнение которых ему выплачивалась хотя бы небольшая зарплата. Он вел уроки рисования в общеобразовательных школах, работал в педагогическом техникуме, выполнял работу в музее.

Стахановское движение в искусстве. Героика гражданской войны

В 1935 году развернулось по всей стране стахановское движение. В Москве прошло совещание стахановцев. В крае появилось много передовиков в самых разных областях не только промышленности, но и сельского хозяйства.

Отвечая на запросы времени, красноярские художники и Шестаков в первую очередь создавали портреты стахановцев транспорта, сельского хозяйства и новостроек.

Выполненные Шестаковым графические портреты свидетельствуют о пионерах-земледельцах, меняющих форму своего хозяйствования, о тружениках коммуны.

Рисунки, созданные Шестаковым, отличает безупречная техника владения линией, выразительность образов, в которых переданы не только внешние черты людей, но и состояние их души, запечатлено время.

Одной из важных тем в творчестве художников страны стала тема прославления побед Красной Армии в годы Гражданской войны. Одной из первых графических работ по этой теме является портрет А.И. Гуна (1935), создававшийся Шестаковым, скорее всего, для экспозиции раздела краеведческого музея, посвященной истории большевистского подполья в Красноярске в годы Гражданской войны. А.И. Гун был одним из руководителей второго подпольного комитета, работавшего в городе около пяти месяцев в 1918–1919 гг., выданного провокатором.

Более плодотворной была работа, связанная со сбором иконографического материала во время поездки в восточные районы края по местам Гражданской войны. Летом 1936 года с группой сотрудников отдела революции краеведческого музея художник выехал в экспедицию в Рыбинский, Манский, Партизанский районы, где в годы Гражданской войны был сформирован Южно-Канский партизанский фронт. Здесь действовала партизанская армия под командованием А.И. Кравченко со штабом и армейским советом, тремя полками, среди которых были Манский и Канский.

О героических эпизодах периода Гражданской войны, полученных из воспоминаний участников, художнику предстояло поведать языком искусства.

Андрей Сергеевич встречался с участниками боев партизанской армии в составе Канского и Манского полков, создавая натурные зарисовки, делая наброски композиционного решения задуманного им живописного произведения. Одна из первых встреч была с доктором Г.С. Вологодским.

Шестаков сделал с него 6 июля 1936 года портретный набросок карандашом. На рисунке отмечено место выполнения – село Рыбное. Георгий Семенович делился с Шестаковым своими воспоминаниями, как отметил художник, с двух до четырех часов дня. Шестакову этот человек понравился, на одном из альбомных листов он записал: «Очень выразительное лицо». У Андрея Сергеевича даже родился замысел написать его портрет масляными красками.

Встречаясь с участниками Гражданской войны, слушая их воспоминания, художник делает первые письменные пометки к замыслу создания триптиха о партизанской жизни. Одна из композиций триптиха должна была передавать эпизод, связанный с принятием решения отступать. Отрывочные записи в одно-два слова фиксируют первые мысли автора: участники митинга – партизаны с ружьями и без них. Кравченко предлагает принять его предложение, не желающие делать это могут сдать оружие и разойтись. Лаконичная запись художника фиксирует важные составляющие эпизода: широкий лог, 11 часов, черемша, Кравченко, Щетинкин, Сургуладзе, на партизанах – тужурки темно-серые, Щетинкин – в черном. Первичного композиционного эскиза этой части триптиха не обнаружено в сохранившихся альбомных листах художника.

Остались записи, в которых есть упоминания о готовящемся наступлении белогвардейской армии и интервентов: разведка конная, обозы, пушки, русские, чехословаки из Томска, допрос партизана. Запись, должно быть, выстраивала последовательность событий и отбор главных действующих лиц и деталей для композиции, которая связана с расправой белогвардейцев с партизаном. Что собой могла представлять третья часть триптиха, сказать трудно. Но для композиции «Смерть партизана» художник тщательно знакомился со всеми деталями и местом происшедшего события в Нарве, недалеко от реки Маны.

Район Заманья, как уже было сказано, был в декабре 1918 – мае 1919 года местом сражений Манского полка, командиром которого являлся житель Нарвы В.О. Гусев. Его брат И.О. Гусев был тяжело ранен во время боев с колчаковцами в мае 1919 года. При отступлении партизан из Нарвы он вынужден был остаться дома. После захвата села белогвардейцы жестоко расправились с ним. Об этом рассказывали Андрею Сергеевичу в Нарве бывшие партизаны Манского полка.

Художник зафиксировал подробности, связанные с жизнью Ивана Гусева, казненного белогвардейцами, которому перед исполнением приговора велено было вырыть себе могилу. Очевидцы происшедшего показывали тот путь, по которому вели приговоренного к смерти партизана. У Шестакова осталась сделанная за околицей Нарвы фотография со старым крестьянином, повествующим двум участникам разговора об этом событии.

Автором был сделан уже в Нарве один из первых эскизных композиционных набросков карандашом с легкой подцветкой акварелью пейзажа на дальнем плане и одежды двух белогвардейцев. Здесь был намечен композиционный центр с фигурой партизана в нательном белье, босиком, с лопатой в руках в сопровождении двух военных, с движущимися за ними двумя белогвардейцами на лошадях. Справа от рисунка рукой художника написано карандашом: «Смерть партизана. Партизан Гусев из Нарвы был изрублен в куски. Предварительно его заставили вырыть себе могилу».

В трудах красноярских историков, исследовавших в 1970–1980-х годах партизанское движение Южно-Канского района, сказано, что Гусев был расстрелян, в записях Андрея Сергеевича отмечена другая форма казни, более чудовищная.

Художник фиксировал одним-двумя словами рассказы о партизанской жизни, на отдельных листах делал карандашом портретные наброски бывших партизан Манского полка. Несколько рисунков с натуры, сделанных вовремя экспедиции, скорее всего, выполнялись как некий подготовительный материал для дальнейшей работы над более крупным решением произведения.

Созданные листы тематической графики свидетельствуют не только о мастерстве Шестакова-рисовальщика, но и дают представление о людях, увиденных глазами художника, которые боролись в этих местах более чем полтора десятилетия назад за советскую власть. Подобного рода редчайший иконографический материал, пожалуй, трудно отыскать в наследии советских художников, материал, без патетики.

Художник видел перед собой не героев Гражданской войны, а людей с их характерами, мыслями, отношением к жизни. Но главное достоинство этих произведений – достоверное художественное отражение представителей исторической эпохи.

Представляет интерес портрет Г.П. Горбачева, старшего оружейного мастера отряда Кравченко. Портрет оружейного мастера, выполненный Шестаковым карандашом с натуры, – один из немногих рисунков, где автор представляет натуру во время работы с почти полным изображением фигуры, давая представление о мастеровом человеке,основными орудиями которого являются молоток, долото, станок для заточки или сверления. Всё внимание акцентируется на лице и руках.

Созданные живописные работы и оставленные письменные записи свидетельствуют о том, что автор вынашивал замыслы более глубокого раскрытия событий Гражданской войны на территории края, для осуществления которых художнику не хватало времени.

Работа с начинающими художниками. Выставка детского рисунка

Текущие организационные дела по созданию Союза художников, школы живописи отвлекали Шестакова от творческой работы.

Чтобы придать начинаемому делу размах, не превратиться в келейный кружок, Шестакову нужно было думать о расширении границ организационно-творческой деятельности, о формировании молодой смены художников, и начинать это надо былосо школы и с работы с художниками-самоучками. В начале 1936 года собрались художники в редакции газеты «Красноярский рабочий» для обсуждения вопроса работы с начинающими художниками. Среди них были К. Вальдман, Д. Каратанов, Ф. Дмитриев и др. Они отметили слабую работу кружков изобразительного искусства при школах, клубах, фабрично-заводских красных уголках, отсутствие какой бы то ни было работы с художниками-самоучками. Было внесено предложение о проведении семинаров для руководителей кружков изобразительного искусства, об организации консультаций для начинающих мастеров кисти и резца, а главное, организовать кружки рисования при школах.

К 20-летию со дня смерти В.И. Сурикова решено было провести выставку детского рисунка и скульптур, а также конкурс копий с произведений великого русского художника.

Организация выставки детского рисунка была прописана в самых первых планах работы оргкомитета художников, что еще раз подтверждает, какое внимание этому уделял Шестаков, для которого работа в этом направлении осознавалась как наиважнейшая. Первая в Красноярске выставка детского рисунка, организованная по его инициативе с участием школьников города, проходила в Доме работников просвещения (ул. Кирова, 24). Шестаков подготовил короткую информацию в газету «Красноярский комсомолец», где сообщал, что оргбюро Союза художников и городской отдел народного образования открыли выставку детских рисунков и скульптур. На нее школьниками города было представлено около тысячи работ. В своих записях художник зафиксировал, что в книге отзывов, которая лежала у входа в зал, посетители высказали пожелание, чтобы подобные выставки устраивались чаще. Всего на ней побывало около 2 500 красноярцев, взрослых и детей. Работы, признанные лучшими, были удостоены наград.

В обзорной статье по этой выставке, опубликованной на страницах «Красноярского комсомольца», Шестаков отметил огромный творческий потенциал, который существует без надлежащего внимания руководства школ к урокам и занятиям по изобразительному искусству. При организации занятий кружков, при обеспечении школ всем необходимым для работы юных художников достижения были бы еще более значительными. То, что сделано детьми, тоже радует. В рисунках, выполненных карандашом, пером, акварелью, а также в работах маслом запечатлено то, что волнует ребят и радует: герои труда, орденоносцы, физкультурники, челюскинцы, оборона, животный мир, природа.

Андреем Сергеевичем было сделано немало для того, чтобы наладить работу по эстетическому воспитанию и развитию художественного обучения на уроках рисования в школах Красноярска. Он, как никто другой, осознавал, что путь в искусство для будущего художника начинается со школьного возраста. В школах с детьми должны работать педагоги, которые подготовлены для такого рода деятельности. Он сам и Каратанов, Матвеева, Петраков работали в учреждениях народного образования. Но школ было намного больше, чем профессиональных художников. Кое-кто из самодеятельных авторов также вел занятия с детьми, но в большинстве школ были проблемы с обучением рисованию.

С этим связана его публикация «Юному художнику – хорошего учителя» в газете «Красноярский комсомолец» в марте 1936 года. Работать с учениками в школах – начальная ступень в развитии художественного творчества. Ребята, которые от природы наделены этим даром, при наличии в городе художественных студий или художественной школы станут их учениками.

Это тот потенциал начинающих художников, который составит классы для школы живописи и рисования, которая уже готовилась к открытию в краевом центре. Ведь созданная в Красноярске еще по инициативе В.И. Сурикова в 1910 году, она прекратила свое существование в 1919 году.

С решением вопроса о предоставлении художникам помещений на усадьбе дома Суриковых, как уже отмечалось, возникли проблемы, шли затянувшиеся строительные работы, пока за дело не взялись сами художники. Вместе с подготовкой помещений к использованию для производственных работ Шестаков готовил всё необходимое для открытия школы живописи и рисования: штат педагогов, планы, программы, наглядный инвентарь, оборудование и т.д. Андрей Сергеевич был принят заведующим учебной частью школы с 20 сентября 1936 года. В школу Шестаковым был приглашен работать Д.И. Каратанов. Занятия по анатомии проводил Шестаков, по перспективе – А.П. Лекаренко, работал художник-график В.Л. Петраков и К.И. Матвеева.

Школа живописи и рисования должна была подготовить учащихся к поступлению в художественные училища. В ней могли учиться те ребята, которым исполнилось 15 лет, имевшие способности и любовь к искусству. Без отрыва от учебы в общеобразовательной школе они могли заниматься в классах живописи и рисования. Для взрослых были запланированы занятия в более поздние часы.

Первые год-два работы школы интерес к ней был огромным. Здесь занималось около сотни человек. Инициаторы и зачинатели этого благого дела питали надежду на то, что через некоторое время школа будет преобразована в художественное училище, где будут обучаться ребята из других населенных пунктов края (желающих было немало), им будет предоставляться для проживания в городе общежитие и выдаваться стипендия. Училище будет готовить педагогов для школ, в которых в крае есть острая нужда. Когда откроется такое училище, жителям края обещано было через газету сообщить. Среди первых учеников школы были известные позже красноярские художники Я. Еселевич, Т. Мирошкина, М. Мишарин.

В сентябре 1936 года в суриковском доме по ул. Ленина, 76 работала производственно-творческая мастерская Красноярского Союза художников, в которой трудились 15 человек. Среди самых известных мастеров, таких как Д.И. Каратанов, были и те, кто, не получив художественного образования, занимался творчеством.

1937-1940 годы

1937 год не снимал напряжения жизни, но увеличивал его непомерно.

Искусство должно было служить агитационно-пропагандистским целям и быть идеологическим рупором партии. Художники призваны были обслуживать актуальные политические задачи, решаемые руководством страны. В своем творчестве они должны были отражать образ нового человека социалистического общества и грандиозные перемены, связанные с индустриализацией народного хозяйства. Искусство должно было раскрывать главную тематику времени – индустриальную поступь социализма, представляя строящиеся гиганты индустрии, колхозы, совхозы.

В записях, сделанных Шестаковым, было отмечено следующее: «План работы к выставке в 20-й годовщине Октября: портрет стахановцев транспорта, сельского хозяйства и новостроек. Картины из совхозно-колхозной жизни.На полевом стане. «Отдых». Пионерлагерь. Детская площадка».

Осуществлению этого во всей полноте мешало одно – отсутствие средств как для выездов на места для творческой работы, так и для организации выставок. Скорее всего, это было главной причиной того, что коллектив красноярских художников не смог соответствующим образом подготовиться к выставке, посвященной годовщине Октябрьской революции, так как формально объединение художников не было утверждено в высших инстанциях.

В адрес руководства объединением красноярских художников была направлена критическая статья с названием «Немощное бюро», опубликованная на страницах газеты «Красноярский рабочий». В ней автор, не раскрывший своего имени, а представившийся как «нехудожник», ставил серьезные упреки и оргбюро, и художникам в том, что нет произведений, которые бы отражали происходящие перемены в жизни края, связанные с индустриализацией, строительством новых социалистических городов, социалистической деревни.

В стране 1937 год был годом апогея тоталитарного режима и проводимых репрессий. В Красноярске был арестован художник И.И. Ляхов, приблизительно в то же время в Новосибирске были арестованы художник-красноярец П.Н. Пакшин, А.Н. Никулин, работавший некоторое время в Красноярске. Кто-то из своих указывал на тех, кому навешивали ярлык «враг народа». Брали в тот год многих. Люди не чувствовали себя спокойно в своей квартире. Все или, во всяком случае, очень многие боялись как за себя, так и за своих ближних. Вот-вот постучат, войдут, арестуют и уведут. Так было у многих.

Ожидал ли Шестаков самого худшего, что могло произойти? У Андрея Сергеевича, как вспоминал его сын, подавленного состояния не было. Забот было достаточно, они не давали погружаться в тяжелые мысли.

Нужно было держаться линии партии. В начале 1940 года планировалось открытие выставки «Прошлое и настоящее Красноярского края». На ней должны были быть произведения Д.И. Каратанова, связанные с событиями трехсотлетней давности – историей Красноярска, картина В.Л. Петракова «Владимир Ильич на охоте», К.И. Матвеевой «Утро в пионерском лагере», ряд произведений, набросков и пейзажей, созданных другими художниками.

Немногочисленный коллектив организации готовился к выставке картин художников, плодотворно поработав в летнее время над этюдами в районах края. Для этого в командировки были направлены Вальдман, Дмитриев, Петраков, Шестаков.

По заданию крайкома ВКП(б) Шестаков ездил в Шушенское, чтобы определить объём работ, которые предстояло делать художникам краевого центра для нового экспозиционного оформления музея.

Художник сделал несколько графических рисунков с изображением домов Петрова, Зырянова, выполнил наброски шушенских пейзажей. В ту поездку он взял с собой сына Вадима, который в своих воспоминаниях отмечал, что во время зарисовок в районе мельницы у моста к ним подошел сотрудник особого отдела и стал интересоваться их подозрительным поведением.

По возвращении в Красноярск Шестаков был вызван для уточнения целей своей фиксации местности в Шушенском.

Среди красноярцев не было, кажется, ни одного художника, кто бы не обращался к изображению шушенского дома, в котором жил Ленин. Скорее всего, возникла необходимость в создании нового живописного произведения по ленинской тематике с шушенским сюжетом. Шестаков, должно быть, предложил поработать в этом направлении новосибирскому художнику И.И. Тютикову, с которым он был в дружеских отношениях в период своего проживания в сибирской столице.

Жизнь шла своим чередом. Андрей Сергеевич, продолжал заниматься общественными делами организации. Прошла краевая конференция художников, было избрано правление Союза художников, председателем которого стал А.С. Шестаков.

Ответственность в делах общественных не уменьшалась, становилась всё больше и напряженнее. Не так давно было отмечено 45-летие творческой деятельности Д.И. Каратанова. Шестаков взял на себя хлопоты по решению вопроса о назначении пенсии своему старому другу. Дмитрий Иннокентьевич в таких делах был совершенно беспомощный.

У Андрея Сергеевича времени не хватало, даже несмотря на то, что он оставил работу в школе живописи и рисования сразу после избрания его председателем правления Красноярского союза художников. Были в коллективе и те, кто дышал ему в плечо, следуя инструкции органов НКВД.

Он продолжал выполнять те обязанности, которые оставались за ним как за сотрудником краеведческого музея. Он не мог отказаться от этого, потому что обязан был музею тем, что имел жилье в доме Сурикова.

Главное детище Шестакова – школа живописи и рисования сделала первый выпуск 26 своих воспитанников. Была подготовлена выставка их работ, на которой были представлены наброски, эскизы, картины. Шесть человек поступили в средние и высшие художественные учебные заведения. Это был неплохой итог работы школы в один из самых трудных периодов своего существования.

Отношения между педагогом Андреем Сергеевичем и учениками были очень доброжелательные. Переписка с Самковым, поступившим в 1938 году в Омское художественное училище, это подтверждает.

Очень сердечные слова написаны им в начале 1939 года на присланной из Омска фотографии:«На долгую память Андрею Сергеевичу от ученика М. Самкова. Пом-ните, Андрей Сергеевич, те дни, когда Вы меня учили. Я Вам многим обязан. Я Вас не забываю ни на минуту. Желаю Вам дольше жить, тогда Вы увидите плоды Вашей учебы. Помните же меня, я Вас не забуду!!! Сердечный привет. Будьте всегда здоровы. М. Самков, 12/II – 39 г. г. Омск, художественное училище»

Выпускники школы, оставшиеся в Красноярске, пополнили немногочисленный отряд художников. Имена Я. Еселевича, М. Молодых, К. Моисеенко, М. Мишарина, Т. Мирошкиной, И. Худоногова, Э. Якубчука стали в большей или меньшей степени известны красноярцам.

1941 год — последний год жизни

1941 год начался для Шестакова с потрясений. В марте отмечалось 35-летие со дня смерти В.И. Сурикова. Руководством города было принято решение о создании в доме Сурикова музея великого русского художника. Это было Андреем Сергеевичем встречено с тяжелым переживанием о дальнейшей судьбе всего того, во что было вложено много сил и времени, что было связано с жизнью организации и товарищества «Художник».

Нужно было освобождать дом, в котором его семья занимала комнату. Наконец, школа, его детище, что ее ждет дальше, и в этом тоже была пока неопределенность.

22 июня 1941 года стало для Андрея Сергеевича, как отца, имевшего двух сыновей призывного возраста, тяжелейшим испытанием. Началась Великая Отечественная война. Его сыновья были в рядах Советской Армии.

В конце июня он по заданию музея выехал в Емельяновский район, чтобы собрать материал для работы над произведением, связанным с жизнью колхозников. Село Талое находилось недалеко от деревни Ишимы, где родился Андрей Шестаков. Возможно, одна из его работ «Выдача телки бескоровному колхознику», хранящаяся в Красноярском краеведческом музее, сделана была во время той командировки.

И 1 июля его сердце остановилось. Рядом с художником в тот момент не было никого.

Его нашли в поле с этюдником. Колхоз «Стальной конь», где он собирал этюдный материал, стал для шестидесятилетнего художника местом, где встретил он неизбежное…

Значительная часть прожитых Шестаковым лет прошла «на перекладных», в пути, в экспедициях, в поездках: из Москвы в Красноярск, в Петербург и Мюнхен. Из Петербурга на Сахалин и Камчатку, из Перми и Новосибирска в Красноярск, из Красноярска в Ермолаево, Овсянку, Терехино, Уяр, Нарву, Перово, Барашково, Шушенское, Бархатово, Тальское. Всех мест и не назвать. Он, вероятно, за свою жизнь преодолел расстояние, равное окружности земного шара, или даже более того…

Автопортрет

Всю полноту творческого самовыражения Шестаков вложил в создание своего портрета. Исследователи советского искусства отмечали, что редкие художники в 30-х годах «обмолвились» автопортретом, тем более в графике. Андрей Сергеевич в этом плане, пожалуй, исключение. В графическом автопортрете он, как никто другой, остается верен своему творческому почерку. Тот же крупный план, которым он не раз создавал набросочного характера натурные рисунки предшествующих лет, та же манера объёмной проработки головы, лица.

Уверенной линией, несколько беспокойной и взволнованной, обозначен контур головы и верхней части фигуры. Этот характер линии создается оправой очков, укладкой волос, их линией на лбу, взлетом бровей, очертанием верхних век, морщинами переносицы и лба, линией воротника.

Устремленный вдаль выразительный взгляд поверх спущенных на середину носа очков дополняет образную характеристику. Портрет раскрывает необыкновенно сложный внутренний мир художника, не без трудностей и конфликтов отстаивавшего свою позицию, не довольствовавшегося достижением личных благ. Лицо волевое, аскетичное, строгое.

Галерея рисунков Шестакова Андрея Сергеевича

 

 

Источник: Шаповалова Л.И. С суриковским напутствием – Андрей Шестаков / Л.И. Шаповалова.– Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2015.

Добавить комментарий