Художник-публицист Михаил Михайлович Щеглов

Статья о творчестве художника Михаила Михайловича Щеглова. Источник — журнал «Сибирские огни», 1966, №10, с. 162 — 165. Автор: Л. Боженко.

Художник-публицист

Творческий путь Михаила Михайловича Щеглова, талантливого мастера книжной графики и сатиры, художника-публициста, активного общественного деятеля, был тесно связан с Сибирью. М. Щеглов родился 29 сентября 1885 года, его детство прошло своеобразно, так сказать в дороге: отец работал в изыскательской партии, прокладывающей сибирскую железнодорожную магистраль, и семья переезжала с одного места на другое.

«Чего я только не насмотрелся на сибирском тракте, по которому проехало и прошло столько народа вольно, а пожалуй, больше и невольно…»,— писал впоследствии художник в своих автобиографических «Набросках по памяти», изданных в 1957 году.

Щеглов Михаил Михайлович художник

Детство в Красноярске. Влияние В.И. Сурикова

В Красноярске М. Щеглов поступил в местную гимназию. В серой, будничной гимназической жизни для мальчика было, казалось, одно утешение — рисование, которое он полюбил страстно, на всю жизнь. Но учитель рисования давал обычно скучные и неинтересные задания, а Мише хотелось самому что-нибудь выдумать, и в его тетради появлялись пароходы, фантастические подводные корабли, причудливые машины, военные эпизоды. Учитель-педант, любивший повторять ученикам: «Ничего из вас не выйдет, если вы свои головы фантазиями забьёте, — рисуйте вот геометрические фигуры»,— неизменно ставил одаренному мальчику единицы и двойки.

В Красноярске Щегловы жили в доме известного сибирского промышленника П. И. Кузнецова, который помог великому русскому художнику В. И. Сурикову поступить в Академию художеств и принял на себя все расходы по его содержанию в Петербурге во время учебы. Здесь Миша Щеглов впервые и увидел знаменитого художника.

Заметив горячее увлечение сына рисованием, мать бросила работу и почти без средств, взяв небольшую папку с рисунками Миши и рекомендательное письмо Кузнецова к Сурикову, решила везти мальчика в Московское художественное училище.

Суриков тепло встретил Щегловых, подробно расспрашивал о красноярской жизни, вспоминал Енисей. Внимательно познакомившись с рисунками М. Щеглова, он заявил: «Учиться ему надо, а пока пусть ходит ко мне и рисует гипсы».— писал М. Щеглов, — с благодарностью вспоминаю великого художника и думаю — как же всё-таки он, всегда такой занятый и, как известно, никогда не уделявший себя педагогической работе, нашел время помогать мне. Думаю теперь, что любил он всё сибирское, считал меня земляком… Да ещё запомнился мне его совет на всю жизнь: «Изучай натуру — это главный учитель».

Сибирь. Томск

В 1906 году М. Щеглов с отличием закончил Строгановское художественное училище и был послан учителем рисования в далекую Сибирь.

Первые годы творчества М. Щеглова прошли в Томске. Здесь он познакомился с писателем В. Я. Шишковым, академиком В. А. Обручевым и другими представителями передовой сибирской интеллигенции. Они помогли М. Щеглову выйти за узкие рамки чисто профессиональных интересов и включиться в общественно-научную работу по изучению сибирского края. Особенно полезными для молодого художника были советы и пожелания В. Шишкова.Ученик Строгановского художественного училища, М. Щеглов очень любил тогда и часто преувеличивал место и роль прикладного искусства, а В. Шишков доказывал ему, что нельзя увлекаться только этим, и направлял художника на более важный путь, на создание произведений, которые бы непосредственно отвечали высоким задачам подлинно народного искусства.

Начало творчества молодого художника совпало с годами глубокого кризиса в русском искусстве, наступившего после поражения первой русской революции. Но впитанные с юных лет традиции русского реалистического искусства, любовь к народу, знание его жизни, сильно развитое стремление к общественной деятельности, участие в студенческих забастовках,— всё это помогло М. Щеглову творчески умножить полученные в училище знания, решительно отвергнуть бесплодные декадентские формалистические изыски.

Щеглов Михаил Михайлович рисунок

В первые годы своей творческой жизни М. Щеглов с увлечением молодости, с неиссякаемой силой и энергией работает в различных жанрах живописи и графики, овладевая разнообразной техникой исполнения. Им было написано несколько работ масляными и акварельными красками (к сожалению, до сих пор не найденных). Это, главным образом, бытовые, жанровые картины и пейзажи. Несколько лет М. Щеглов активно участвовал в качестве художника в газете «Сибирская жизнь», в томском еженедельном сатирическом журнале «Силуэты жизни родного города», который затем расширил свою программу до краевого значения и стал называться «Силуэты Сибири». Здесь М. Щеглов вместе с томским художником М. Черемных (1) поместил десятки бытовых и политических карикатур, шаржей и сатирических рисунков, касавшихся многих сторон общественной жизни Сибири.

1. М. М. Черемных (1890—1962) — выдающийся советский художник-график. Лауреат госу­дарственной премии. Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР.

С большим интересом М. Щеглов работал в книжной графике, выполнив иллюстрации к книге стихов ссыльного польского поэта Г. Зелинского «Киргиз» (переведена на русский язык Г. Д . Гребенщиковым). Успехи художника в этой области были так значительны, что известный московский издатель И. Д. Сытин поручил ему ответственную работу — иллюстрирование посмертного издания романа Л. Н. Толстого«Анна Каренина».

В 1910 году М. Щеглов создает серию рисунков на темы из жизни нарымских остяков. Мысль о поездке в Нарым была подана В. А. Обручевым и Г. Н. Потаниным. С большим интересом художник наблюдал жизнь народностей Сибири, изучал их искусство.

«Изумительную работу я увидел у Ивана Старого,— писал он в своих воспоминаниях.— Простая береста под искусными руками превращалась в чудесное произведение народного творчества…»

Из поездки на север Томской губернии М. Щеглов привёз множество рисунков, этюдов и набросков. В них, пожалуй, впервые так полно была показана подлинная жизнь коренных народностей Сибири, сохранивших — несмотря на гнёт царизма — не только свое человеческое достоинство, но и замечательное народное искусство.

Рисунки М. Щеглова были изданы большим тиражом в виде цветных открыток и писем в 1910 году и сделали имя художника известным далеко за пределами Сибири.

Сибирский орнамент

М. Щеглов увлекся разработкой сибирского орнамента в применении к видам прикладного искусства. Вместе с художником С. М. Прохоровым (2) он написал об этом намерении А. М. Горькому, от которого получил теплое письмо с горячей поддержкой«прекрасного начинания».

2 С. М. Прохоров (1883—1948) — известный художник. Заслуженный деятель искусств, про­фессор

М. Щеглов загорелся идеей использования народных мотивов для оформления мебели и выполнил цикл рисунков, проектов разных вещей для Кустарного комитета Сибири (они были премированы на всероссийских конкурсах по оформлению мебели, проведенных в Москве и Петербурге).

«…Ведь надо,— писал художник,— надо сохранить это творчество (сибирских народностей. Мало зарисовать всё это, нужно взять за основу для украшения мебели, утвари, ткани. Не довольно ли слюнявого модерна, который с Запада заполз в оформление архитектуры и быта даже сюда, в Сибирь…»

В 1911 г. М. Щеглов едет за границу, чтобы ближе познакомиться с шедеврами мирового искусства. Там он встретился с А. М. Горьким, жившим в то время на о. Капри в Италии. Великий писатель живо интересовался Сибирью и закидал художника вопросами, а узнав, что тот недавно был в Нарымском крае, особенно много расспрашивал о ссыльных, попавших туда после поражения первой русской революции,о жизни сибирской интеллигенции, о издававшихся в Сибири журналах и газетах.

«А интересная страна Сибирь,— сказал А. М. Горький.— Это хорошо, молодой человек, что поехали работать туда, там люди нужны. Да и ценить ведь вас сибиряки будут». А. М. Горький рассказал, что он теперь работает над сказками, собирает их, а вот сибирских сказок у него нет, и попросил М. Щеглова передать в Томске, чтобы их прислали. Беседа с А. М. Горьким продолжалась долго, и «видно было,— вспоминал художник,— что Алексей Максимович двумя-тремя вопросами через меня вскрывал какую-то часть интересующей его жизни Сибири».

По приезде в Сибирь М. Щеглов вместе со сказками послал и свою серию открытых сибирских писем, о которых Алексей Максимович также его просил.

«Дорогой Михаил Михайлович! — писал А. М. Горький 30 ноября 1911 г. художнику,— Получил я Ваши открытки — очень, очень благодарю Вас! Нравятся они мне: талантливо сделаны, и смешно и трогательно. Спасибо Вам!…Ваши открытки покажу на днях Этторе Тито и Сариарио, здешним художникам, довольно известным, даже — знаменитостям. Пусть посмотрят…»

Великую Октябрьскую революцию М. Щеглов встретил в г. Рыбинске (ныне г. Щербаков). Характер и значение его работы в это время были по достоинству оценены в адресе, поднесенном художнику, когда он 1923 году уезжал в Крым: «Ваши картины и плакаты зажигали нас в революционной борьбе, просветляли наш ум, давали возможность здраво смотреть на жизнь».

Агитационный плакат, газетная карикатура, рисунок

Длительный и плодотворный период творческой жизни М. Щеглова был связан с Украиной. Занимаясь главным образом плакатом и сатирическим рисунком, художник создает оригинальные агитационные «летучие листки», пользовавшиеся огромным успехом. Одним из первых М. Щеглов вводит в советское искусство новый тип агитплаката, основанного на творческом использовании форм народного красочного лубка, печатает в украинских газетах и журналах рисунки и карикатуры, работает в ряде издательств по иллюстрированию книг, особенно детских.

Рисунок Щеглов Михаил Томск искусство сибири

Когда началась Великая Отечественная война, М. Щеглов был эвакуирован в Сибирь. «Всё для фронта! Все для победы!» — этот девиз военных лет определил творчество художника. «Окна ТАСС», выпускаемые М. Щегловым в Томске, отличались единым художественным стилем, большой выразительностью, смелостью и силой удара по врагу, они были проникнуты духом оптимизма и веры в победу над врагом. Новшеством, имевшим большое значение для воспитания подрастающего поколения, был выпуск специальных «Окон ТАСС» для детей школьного возраста. За три года М. Щеглов выпустил в Томске 100 «Окон ТАСС», часть из них хранится сейчас в фондах Томского областного краеведческого музея и Научной библиотеки Томского государственного университета.

С 1 сентября 1942 года неутомимый художник начинает выпуск «Дневника Отечественной войны» — своеобразной художественной летописи войны. В рисунках «Дневника» он комментировал и иллюстрировал сообщения Советского Информбюро о событиях на фронтах, на оккупированной территории. Всего в Томске М. Щегловым было выполнено более 500 рисунков «Дневника».

Начиная с 1943 года, М. Щеглов активно сотрудничает как художник в газете «Красное знамя». Плакаты, рисунки, портреты передовых людей Томска, воинов-сибиряков, храбро сражавшихся на фронте, — вот далеко неполный перечень его работ, опубликованных в те годы. Напряженная творческая работа для фронта и тыла выработала очень важную для художника способность — выбирать каждый раз такую тему, которая выступала как самая актуальная, и быстро воплощать её в художественно полнокровном образе. Выразительность рисунка М. Щеглов всегда умело сочетал с максимальной лаконичностью, обобщённость — с силой эмоционального воздействия. Творческая выдумка его была буквально неистощима.

Искусствовед К. Ситник писал о нём в статье «Художники Томска в дни войны», посвященной городской художественной выставке «За Родину!» (Март 1942 года): «Разносторонним мастером показал себя на выставке М. М. Щеглов. Героические сцены, батальные эпизоды, борьба партизан, зверства фашистов, сатирические образы — «Окна ТАСС», плакат, станковый рисунок, газетная карикатура — вот диапазон его творчества. Щеглов одинаково успешно владеет любой техникой графики: акварель, тушь, карандаш, сангина, гуашь, перо — всё это послушно служит художнику… Наиболее полно и характерно дарование его раскрывается в сатирическом рисунке, остро и едко разящем врага».

Переезд в Крым. Педагогическая деятельность

После окончания войны М. Щеглов живёт в Крыму. По-прежнему он работает в области сатиры и книжной иллюстрации. Создаваемые им образы получают всё большую идейную глубину и заостренность, отражая важнейшие темы современности.

М. Щеглов был и отличным педагогом. Он воспитал немало талантливых художников.

Лауреат Ленинской премии, Народный художник СССР Н. А. Соколов (один из Кукрыниксов) вспоминал: «Многообразная одарённость М. А. Щеглова и его исключительное умение вести педагогическую работу помогли большому количеству молодежи стать художниками-профессионалами. Лично я обязан ему всем лучшим, что мне было дано в смысле художественного образования».

Умер Михаил Михайлович Щеглов в 1955 г., оставив по себе память очень скромного, отзывчивого и сердечного человека, талантливого и жизнерадостного мастера, подлинного художника-публициста.

Добавить комментарий