Статья о сквере имени Героев революции в Новосибирске. Источник — журнал «Сибирские огни», 1963, №3, с. 177-180.
Автор: А. Бертик (новосибирский художник Абрам Аронович Бертик).
Содержание
Памятник Героям Сибири
В центре города Новосибирска, в стороне от оживленного Красного проспекта, где нет автомобильного и троллейбусного шума и постоянно движущихся людских потоков, находится сквер имени Героев революции. Он назван так в память места захоронения тех, кто отдал свою жизнь за власть Советов. Сквер тихий, уединенный. Здесь можно увидеть экскурсии школьников, туристов, солдат Советской Армии. Здесь часто мать с ребенком сидит на садовой скамейке. Ежегодно к подножию памятников возлагают цветы. На могилах надписи, что здесь лежат расстрелянные колчаковцами основатели советской власти в Новониколаевске, члены обской группы РСДРП, видные революционеры Сибири. Как много говорят нашим сердцам эти могилы! Этот небольшой клочок земли в большом современном городе навсегда останется местом народной славы.
Описание композиции
Одна из сторон четырёхугольника сквера закрыта большой стеной. Она стоит перпендикулярно главной аллее с памятником в виде скалы и выброшенной из неё руки с факелом. Памятник сооружен на месте братской могилы. Недалеко от него — место захоронения ветерана Парижской коммуны Адриена Лежена, умершего в Новосибирске в годы Отечественной войны, и четыре бюста революционеров Сибири — Щетинкина, Романова, Петухова, Серебренникова.
Продолговатое поле стены между двух ниш, в которых пылает негасимый огонь, заполнено композицией в виде плоского, невысокого цветного рельефа. Выразительные пятиметровые фигуры из серого бетона на черном грубоофактуренном фоне и трепетные складки приглушённо-красных знамен повествуют о народной скорби, борьбе и мужестве.
Чёткие надписи гласят: «Мужество ваше и доблесть чтут благодарно потомки»,«Жизнь безымянных — подвиг, факел свободы и правды».
Автор монументального панно А. С. Чернобровцев
Монументальное панно, посвященное памяти героев революционного движения в Сибири, принадлежит молодому художнику А. С. Чернобровцеву.
Есть такие работы художника, которые являются вехой в его жизни. Они мобилизуют все его силы, знания, весь его жизненный опыт. Выдержав этот экзамен, художник словно бы проходит особую закалку, и ему открывается дорога в «большое» творчество.
Создание монументального панно героям революции для Александра Сергеевича Чернобровцева было именно такой работой. Приступая к эскизам панно в мае 1957 года, художник отмечает одновременно своё двадцатисемилетие. К этому времени за его плечами было уже восемь лет учебы в Высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной и два года творческой работы в Новосибирске, где он с увлечением трудился над оформлением интерьеров строившихся новых общественных сооружений города.
Первой работой, обратившей внимание зрителя, были декоративные фрагменты «Русские сказки» для кафе на одной из центральных улиц. Год спустя, для клуба им. Горького, он написал портрет Алексея Максимовича в технике фрески. Портрет покоряет красотой колорита и мягкостью трактовки формы. С получением задания по оформлению сквера наступает время серьезных испытаний. В течение нескольких месяцев А Чернобровцев ищет решения темы и перерабатывает множество вариантов. Наконец он приходит к прообразу той композиции, которая составляет костяк построения всей вещи. Черный цвет фона и выступающие из глубины три группы фигур «простых» людей, воодушевленных великой идеей освобождения, раскрывают идейное содержание будущего произведения. Эмоциональная сила образа, его психологическая нагрузка становится главным в раскрытии темы. Рисуя по картону, А. Чернобровцев ищет нужные типажи, встречается с участниками событий, изучает историю партизанского движения в Сибири, ищет и находит ценные, неповторимые подробности революционной эпохи.
Панно на стене было закончено в 1960 году. Ее плоскость в виде циклопической кладки собрана из бетонных блоков, таким образом, рельефные изображения фрагментов прикреплялись к стене и окрашивались темперой на синтетической основе.
Центр всей композиции — большая группа партизан с поднятыми винтовками в порыве гнева и решимости. Это — клятва над телами убитых, они готовы бороться до полной победы и клянутся в этом. Здесь собрались разные люди — рабочие и крестьяне, женщины и старики, и совсем ещё юные партизаны, понявшие необходимость борьбы. Здесь собрались люди высокой нравственной силы, мужества и стойкости. Объединяют группу полыхающие знамёна, придающие всей композиции цельность и законченность. Правый и левый края стены заполнены скорбящими группами. Это лучшие фрагменты произведения. В них большая задушевность, взволнованность художника, тот эмоциональный строй, который роднит их с музыкой, в особенности в правой группе женщин. В ритме склоненных над убитыми явственно звучит патетика и скорбь. Поникшая в горе девушка и рядом старая русская женщина-мать, познавшая горе, но не сломленная.
Критика работы А. Чернобровцева
В монументальном панно А. Чернобровцев показал себя хорошим рисовальщиком, причём рисунок у него — не сухое штудирование, а живое, выразительное понимание пластики. Внешне техника цветного бетона напоминает чёрно-белую гравюру, где белые и чёрные пятна, собственно, и создают ткань произведения. Недаром лучшие наши графики, такие как Фаворский, занимаются монументальной живописью.
Нарисовать условно значительно труднее, чем нарисовать просто с натуры, ибо в первом случае, помимо умения грамотно воспроизвести модель, вступает в силу другое требование — отобрать главное и отбросить второстепенное…
Изобразить лицо человека в сложном психологическом состоянии несколькими штрихами очень сложно, а для монументальной живописи это очень важное условие, так как некоторые детали на большом расстоянии не могут просматриваться.
А. Чернобровцеву не всегда удаются эти обобщения, иногда он поступается общим ради деталей, но в целом во всём панно обобщения идут от внутреннего смысла, душевного движения, и все штрихи, пятна, силуэты фигур полны жизни. Работая над панно, он обращается к русской классике, изучает Сурикова, его умение передавать состояние, драматизм в изображении народа. Изучая Андрея Рублева, он познал силу ритма в композиционном решении. На него оказывает влияние и ранняя советская графика, в частности Д. Моор. У советских графиков он учился мастерству лаконичного изображения состояния человека.
Необходимо отметить неудачное планировочное решение сквера, что затрудняет обозрение монументального панно. Думается, что для формирования архитектурного ансамбля, над которым нужно ещё много поработать, есть необходимость расширить территорию сквера за счёт проезда по ул. Щетинкина и прилегающей к нему бензоколонки, а также сноса двухэтажного здания по улице Серебренниковской и возможной организации главного входа именно со стороны этой улицы.
В произведении А. Чернобровцева особенно подкупает искренность чувств, оно построено на сложных психологических отношениях и потому сегодня стоит особняком от других работ монументального характера. Конечно, для монументального искусства важны события и необходимость возвышенной их трактовки. Но для многих монументалистов при наличии больших обобщений и пафосав композиции недостает конкретности образа, в его национальной неповторимости, а холодная риторичность и театральность поз подменяют подчас настоящие человеческие чувства. У А. Чернобровцева нет этих недостатков. Условность цвета и необходимость больших обобщений в монументальном панно не убили в нём теплоту настоящей человечности.
Панно А. Чернобровцева — достойный вклад в развитие эстетической культуры Сибири, в нём много ценных качеств, идущих от замечательных традиций русского классического искусства.