Статья о творчестве Т. В. Ряннеля по случаю выставки в Новосибирске. Обзор работ. Обращение художника к зрителям. Источник: «Сибирские огни», 1961 №9, с. 156-159.
Примечание: в статье имя художника прописано как Тайво. Но в литературе и справочниках чаще встречается имя Тойво.
В. Токарев. Выставка работ Т. В. Ряннеля в Новосибирске
В мае 1961 года в Новосибирске состоялась выставка работ художника Тайво Васильевича Ряннеля. Она познакомила зрителей с ещ` одним талантливым пейзажистом Сибири.
Работы Т. Ряннеля говорят о том, что он художник большой души и яркого темперамента, художник-лирик, жизненный кругозор которого широк и ясен.
Он видит мир глазами патриота, гражданина, участника величественного народного созидания. Правдивое изображение жизни является целью и смыслом его искусства.
Произведения Т. Ряннеля открывают нам новый мир образов, красок, пространственных масштабов. Они передают величавость процессов, которые происходят ныне на сибирской земле. Радость испытываем мы при виде его горных Саян и необозримых просторов Красноярского края, таящих в себе богатства и невиданную красоту.
Стремительно мчащиеся воды Енисея, прибои Байкала, построенные поселки в сибирской тайге воспринимаются как необходимый компонент сибирской природы.
Лирическая настроенность таких пейзажей Т. Ряннеля, как «Бабье лето», «Весенний ручей», «Вешние воды» и другие, чем-то близка мелодиям русских народных песен с их проникновенностью и раздольем, в них есть какая-то удивительная сила, убеждающая в правоте взгляда художника на природу.
На выставке была широко и разнообразно показана природа Красноярского края во все времена года. Пейзажист вкладывает в свои работы чувство искренней любви к родной земле, к её лесам и полям, горам и рекам, умеет выразить это чувство в цельных и захватывающих зрителя художественных образах.
Выставка показала, что в последние годы Т. Ряннель работает очень много и плодотворно. Но иногда смотришь на его многочисленные живописные пейзажи и чувствуешь, что им ещё недостает содержательности. В некоторых работах видишь только правду первых впечатлений, но нет синтеза, нет обобщения. Таковы «Рождение Енисея», «Саяны. Цветёт кашкара».
Зато как вознагражден зритель, когда смотрит на такие картины, как «Горные кедры», «Енисей», «Вечер на большом пороге», «Туманы над перевалом», или такие этюды, как «Охотничья избушка», «Весенний мотив», «Березы на краю поля» и многие другие, в которых видны зоркость художника, его способность к отбору необходимого и существенного, его пытливая мысль.
Современность живописи Т. Ряннеля основана не столько на тематике его работ, сколько на всём строе его творчества. Богатство чувств, поэтичность образов, тонкая цветовая гармония ряннелевского пейзажа проистекают из этого умения обобщать жизненные явления. Т. Ряннель — реалист, ему органически чужда вычурность формы новизна и оригинальность его искусства в новизне идей…
Произведения Т. Ряннеля вызвали живой интерес у зрителей. Они учат нас действенной любви к родной сибирской природе.
Жизнеутверждающая сила произведений художника, их внутренняя цельность, гармоническое единство природы и человека — всё это является ценным вкладом в развитие советской пейзажной живописи.
Т. Ряннель: СЛОВО ХУДОЖНИКА
Я читаю книги отзывов. Торопливые искренние строки. Они меня радуют, обязывают работать лучше. Хочется ответить всем моим знакомым и незнакомым друзьям из Красноярска, Омска, Барнаула и Новосибирска — сказать спасибо за хорошие советы.
Дорогие земляки! Художнику невозможно в своих работах показать всё, чем богата наша прекрасная земля. Художник не в силах ответить на все ваши чувства. Я считал бы себя счастливым человеком, если бы сумел хотя бы немного обогатить ваши представления о Родине, помочь увидеть прекрасное в самом, казалось бы, обычном состоянии природы.
Многие спрашивают: — Как создавалась картина «Горные кедры»? Я вырос в тайге, работал в экспедициях, исходил немало горных хребтов с этюдником и альбомом. Мне всегда нравились кедры — могучие деревья, растущие на горных склонах и диких скалах.
Я часто рисовал кедры. Каждое дерево имеет свой характер, по-своему поднимает свою вершину навстречу солнцу и облакам. Я люблю кедры и поэтому написал картину о кедрах. Я художник-пейзажист и верю, что через пейзаж можно показать и порывы души человека, и его чувства, и его характер.
…Насквозь исхлестанные ветром,
Косыми прутьями дождя,
Стоят величественно кедры
Корнями в скалы уходя.
Стоят на горном перевале.
Стоят всем стужам вопреки!
Стоят! И их ничто не свалит —
На то они сибиряки!
Я с гордостью привожу эти стихи Казимира Лисовского о кедрах. Если бы я умел, и я сказал бы точно так же. Свою картину о кедрах где-то в подтексте я посвятил своим землякам — стойким и отважным людям.
Сейчас стало модным спорить о форме в живописи. Художники теряют на это время, волнуются и ссорятся. Мне кажется, что не нужно ничего выдумывать — в природе столько ещё не открытых состояний цвета и света, столько чудесных ритмов, столько гармоний и поэзии!
Нужно только разумно обобщать всё это в создании художественных образов. В этом плане возможности живописи мне представляются безграничными и всегда новыми.