Кузнецов Дмитрий Иванович — старейший пейзажист Алтая

Статья о творчестве художника Д. И. Кузнецова. Из журнала «Сибирские огни», 1961, №6, с. 156-160. Автор: Г. Прибытков. Материал был опубликован по случаю 70-летия со дня рождения Д. И. Кузнецова. Описана творческая биография, приведены описания наиболее значимых работ.

Прим. для удобства оригинальный текст структурирован, добавлены иллюстрации картин, данные о которых удалось найти в открытых источниках.

Старейший пейзажист Алтая (К 70-летию со дня рождения Д. И. Кузнецова)

Из года в год всё увереннее расправляет свои богатырские плечи промышленный и колхозный Алтай. Волей и упорным трудом народа он превращён в важный промышленный центр Сибири и в хлебную житницу страны.

Но есть у него особое богатство — чарующая красота его природы. Недаром «Сибирской Швейцарией» зовется он в нашем народе. Своеобразная красота живописных таежных долин, норовистых горных речек с водопадами, сверкающие на солнце снежные вершины всё больше привлекают к себе внимание советских живописцев. И одним из первых пейзажистов, запечатлевших красоту Горного Алтая в своих полотнах, по праву надо назвать нашего старейшего сибирского художника Дмитрия Ивановича Кузнецова.

Открывшаяся в Бийском краеведческом музее юбилейная выставка его картин и этюдов, словно лирическая поэма, славит красоту горного края. С помощью сдержанных, неярких цветов, энергично работая кистью как карандашом, автор многочисленных экспонатов умело передает в них разнообразие горных ландшафтов и природных состояний Алтая, поэтичность суровой горной тайги и альпийских лугов.

Кузнецов Дмитрий Иванович художник Бийск картина пейзаж Алтая Горное озеро

Правдивые картины красот Алтая родились у Д. Кузнецова не в уютной мастерской, а на походном мольберте.

В течение многих десятилетий неутомимый пейзажист, подобно альпинисту, совершает длительные походы в горы, изучает свой родной край. Вот откуда та задушевность и точное знание природы Алтая, которые веют с картин и в особенности с многочисленных этюдов Д. Кузнецова.

Творческий путь художника. Влияние Гуркина

Пятьдесят пять лет прошло с тех пор, как ныне многоопытный художник-пейзажист впервые восхитился красивой и своенравной Катунью, горами, то серыми и суровыми, то словно тающими в лучах солнца.

Шел 1905 год. Директор Бийского городского училища Никитин вместе со своей семьей собирался на летний отдых в живописное горное местечко Чемал. Попутно он захватил вместе с собою и ученика городского училища Дмитрия Кузнецова.

Директор давно уже обратил внимание на художественные способности подростка и на его необыкновенную увлечённость рисованием. Ученик делал большие успехи в живописи, но ему крайне необходима была серьезная квалифицированная помощь. Поэтому и было решено отвезти его хотя бы на не сколько дней знаменитому алтайскому художнику Григорию Ивановичу Гуркину.

С первых же шагов известный живописец наставлял своего молодого друга. «Митя» постоянно учиться у природы, только ей одной доверяться во всём.

«Природа,— говорил он,—-это самый строгий судья и учитель пейзажиста». Но Гуркин не только рассказывал, как нужно рисовать, он охотно брал юношу с собой на этюды, чтобы тот смотрел и учился видеть, понимать природу и изображать её.

Первая поездка в горы не прошла бесследно. Начинающий художник возвратился с целой папкой этюдов, среди которых выделяются: «Кедр», «Камни»,«Озеро Ложа», «Река Ул».

Заметный след это путешествие оставило и в творчестве учителя. Серия прекрасных этюдов пополнила мастерскую художника Гуркина. В частности, на их основе бы ла создана и хранящаяся теперь в Горно-Алтайском краеведческом музее картина «Река Ул».

В 1908 году Г. И. Гуркин совместно с Д. И. Кузнецовым совершили поездку в центр Алтайских гор — на Белуху .

Это была счастливая пора для юного художника. За два месяца было создано полсотни этюдов высокого качества. Особенно отличались «Белуха, освещённая солнцем», «Оккемское озеро» и «Коксинское озеро».

Наиболее удачные этюды из этой поездки на Белуху, ранее созданные, а так же первые картины и были показаны на большой для того времени выставке общества любителей художеств в городе Томске, на которой фактически участвовали почти все сибирские художники.

Двухмесячное путешествие по центральному Алтаю в 1908 году явилось решающим в определении творческого пути художника. Более того, именно в эти годы складывается и своеобразный живописный язык Кузнецова, характерный для последующих его произведений. Соседство такого большого художника, как Гуркин, не помешало выработать свою манеру письма, свой специфический колорит, продиктованный своеобразным видением горной алтайской природы.

Обучение и поездки по Горному Алтаю

После выставки можно было подумать и о специальном художественном образовании. Теперь Кузнецов твердо решает посвятить себя любимому искусству и готовится к отъезду в Москву. Снова денежные затруднения и снова совет товарища организовать продажу картин и этюдов. Но на этот раз была не просто продажа, а выставка картин. Так, в 1911 году в помещении бывшего ждановского дома была открыта первая персональная выставка Д. И. Кузнецова и фактически одна из первых в городе Бийске.

Кузнецов Дмитрий Иванович художник Бийск картина пейзаж Телецкое озеро

Судя по письменным источникам, на выставке были показаны такие картины Кузнецова, как «Телецкое озеро», «Таеёжная речка» и в особенности картина «Алтай хмурится». Последнее произведение, как одно из наиболее удачных, неоднократно в последующие годы вплотьдо недавнего времени экспонировалось на различных художественных выставках Алтайского отделения союза художников.

Прошло три года учебы в школе и столько же лет участия на фронтах первой империалистической войны, прежде чем художник-пейзажист сумел вернуться в родной край. Несмотря на разгул контрреволюции, белый террор колчаковской военщины, уже зимой 1918 года Кузнецов организует художественную выставку из произведений наиболее известных алтайских художников. Конечно, большинство экспонатов выставки составили картины самого организатора.

Кузнецов Дмитрий Иванович художник Бийск картина пейзаж Рождение Оби

Наряду с многочисленными этюдами, сделанными еще ранее во время поездок по Горному Алтаю, а также нарисованными после возвращения с фронта в окрестностях Бийска, на выставке экспонировались и две крупные картины художника: «Голубые ледники» и «Осень». После установления Советской власти в городе расширяется круг интересов художника, активизируется его общественная деятельность. Художник-пейзажист увлекается этнографией, eго интересует история борьбы алтайских партизан. Кузнецов становится одним из активнейших добровольных помощников краеведческого музея. Ещё не утихли налёты отдельных уцелевших белогвардейских банд, а он, по заданию музея, едет в Горный Алтай на Каракольские озера, собирает там материал для новых экспозиций краеведческого музея. Ну и, конечно, пишет там новые замечательные этюды. В последующие годы продолжается сбор живописного материала для будущих больших картин.

Замечательная страница в творческом пути художника связана с красавицей Лебедью и волшебным Телецким озером. Своеобразный Турачакский район, красивейшее место Горного Алтая, вдохновил художника на создание прекрасных пейзажей и сыграл важную роль в совершенствовании мастерства пейзажиста. В созданных здесь картинах родилась та свежесть, сочность красок, которых иногда недоставало в других этюдах. Художник смелее и увереннее стал работать кистью.

Жанровые картины

Конец двадцатых годов для Д. Кузнецова — это период жанровых картин.

Начиная с 1927 по 1936 год, на Алтае организовывались специальные экспедиции по следам партизанского движения.

Художник был активным их участником. Итогом богатых впечатлений, полученных во время экспедиций, были новые картины— «Алтайский партизан», «Партизаны на Туяхтинских высотах», «Белый бом», «Старый чуйский тракт в горах».

Кузнецов Дмитрий Иванович Алтайский Партизан

Созданные за этот период работы послу жили основой для третьей персональной выставки художника. Лучшую часть выставки составили произведения о Горном Алтае. И среди них в особенности надо отметить картину «Вершины Алтая». Это вид на белки в солнечную погоду, когда небо частично освобождается от туч, а редкие облака медленно проползают между огромными скалистыми вершинами.

Кузнецов Дмитрий Иванович художник Бийск картина пейзаж Вершина Алтая

В конце тридцатых годов Д. И. Кузнецов предпринял вторую длительную поездку по Турачакскому району, побывал несколько раз в Чемале. Особенно яркое впечатление на этот раз произвела своенравная Катунь с ее порогами и бурными водоворотами. Свое восхищение горной рекой художник выразил в картине «Река Катунь. Порог Тельдекпень». В этом полотне очень отчетливо проявилось стремление живописца найти благородство в сложной гамме серых и синеватых тонов, свойственной его лучшей картине «Алтай хмурится».

Кузнецов Дмитрий Иванович художник Бийск картина пейзаж порог река

На шестую краевую выставку алтайских художников 1945 года Д. И. Кузнецов представил тридцать шесть работ.

Зрители и жюри выставки высоко оцнили новые произведения бийского живописца, такие, как «Буря в горах» и «Белки». А по поводу первоклассных этюдов его было сказано, что они могут быть украшением любого музея. Посетители выставки отмечали также его картины: «Озеро Телецкое», «Семинский белок», «Вершина Алтая», «Чуйские Альпы».

Важным событием в творческой жизни Д. И. Кузнецова было участие в Сибирской межобластной художественной выставке 1947 года. Пять его картин и почти десяток первоклассных этюдов составили правдивый рассказ о горном крае.

Среди крупных работ сороковых годов можно назвать еще «Таёжная долина» и «Рождение Оби».

«По ленинским местам»

С 1952 года по настоящий день Д. И. Кузнецов упорно работает над захватившей его темой «Владимир Ильич Ленин в сибирской ссылке». Знакомясь с материалами музея «В. И. Ленин в селе Шушенском», посещая памятные места, художник сделал серию прекрасных этюдов «По ленинским местам».

Кузнецов Дмитрий Иванович художник Бийск картина дом Ленина в Шушенском

На многих выставках они приковывали к себе внимание зрителей своей документальной достоверностью, мастерством исполнения.

Итогом этой интересной работы является пока еще не законченная большая композиция «Ленин в сибирской ссылке». Десятки прочитанных книг и воспоминаний о любимом вожде, изученные произведения Владимира Ильича, большой иллюстративный материал, собранный в течение почти восьми лет, помогут автору успешно завершить работу над одной из самых интересных и важных его картин.

Юбилейная выставка

На прошедшей в мае прошлого года городской художественной выставке семидесятилетний живописец показал свои новые яркие произведения: «Телецкое озеро в солнечный день», эскиз «Долина реки Аргута» и «Март». Семьдесят лет осталось позади. Неутомимый певец Горного Алтая ещё полон сил и творческой энергии. По-прежнему в его мастерской рождаются новые произведения. Скоро зритель увидит его «Пейзаж с черемухой», «Туманное утро в степи», «Вечер на Телецком озере», «Самолёт над Алтаем».

Кузнецов Дмитрий Иванович художник Бийск картина пейзаж Март

Все названные работы уже дожидаются на мольбертах своего окончания.

Художник продолжает создавать прекрасную поэму о могучем богатыре — Алтае.

Добавить комментарий