Дух 1920-х годов и искусство Сибири… О чём думали художники, над чем работали, как смотрели в будущее и какие проблемы их волновали? Некоторые ответы на эти вопросы можно найти в статье Алексея Вощакина «Новый путь сибирских художников», опубликованной в журнале «Сибирские огни» (1927, № 6, 237-239 с.). Замечательный слог автора и великолепные речевые обороты делают статью интересной, вневременной и очень информативной с точки зрения истории изобразительного искусства Сибири. Прошло более 90 лет, а многое из описанного остаётся актуальным и для художников современности.
Алексей Вощакин. Новый путь сибирских художников
— Художник А. Лекаренко целый год проводит в Туруханском крае. Летом с семьей самоедов он кочует по тундре, ест сырую рыбу и мясо убитого оленя, помогает в работе туземцам, лечит их, наблюдает, пишет и рисует.
— Художник Д. И. Каратанов обходит пески нарымских остяков с карандашом и бумагой.
— Художник В. М. Мизеров спускается в шахты Анжерки. В течение нескольких месяцев живет жизнью углекопа.
— В Минусинске А. Заковряшин неутомимо ищет новую художественную форму, отливая в неё наблюдения быта глухой провинции.
— Мелиоративные дерзания Хакасии и спутанный клубок старого и нового быта кержаков Алтая тоже не ушли от внимательного взора и карандаша художника-сибиряка.
— А здесь, совсем близко, примелькавшиеся трудовые будни транспортников и пригородных рабочих создали лирические циклы рисунков и гравюр на дереве Степана Липина.
— О чем эти факты говорят?
Почему художник В.М. Мизеров переходит от своих изящных акварелей в «английском стиле», имеющих уже успех у определенной аудитории, к далеко не «изящному» содержанию быта углекопа, обусловливающему новый стиль, новую художественную форму?
Если принять во внимание, что такой перелом наблюдается не у одного Мизерова, то перед нами новый путь художника-сибиряка, обусловленный, конечно, «Октябрём».
Порвав с пейзажностью ради пейзажа, с картинкой-украшением, художник вгрызается в жизнь, упорно и неутомимо отыскивает в художественных образах ту кривую, которая характеризует современную динамику, переход от старого к новому. А как эта современная динамика заманчива неожиданностью и богатством, возможностей! Особенно у нас здесь в Сибири! Поэтому неудивительно то непреодолимое желание работать и работать, которым охвачены наши художники.
Единственным и главным тормозом в этой работе является все же крепкая в своей «статике» материальная неустроенность наших художников. Еще графики, работающие в наших издательствах, не так страдают материально, как «тяжелая индустрия» ИЗО—живопись, Большинство художников, в силу лишь безграничной преданности делу, не оставляют любимую работу, посвящая ей весь остаток времени от учительствования, от советской и общественной работы.
Только широкое внимание всех слоёв нашей общественности может внести улучшения в жизнь художников. Формы этого внимания намечаются уже самой жизнью.
В Москве, перед октябрьскими торжествами — крупный социальный заказ ряду художников; практика конкурсов и покупка художественной продукции общественными организациями и учреждениями. Даже у нас в Сибири (Новосибирск и Бийск) делаются пробы социального заказа, правда, еще неорганизованно и несмело.
Нужно также и заботливое отношение к тем произведениям, которые уже приобретены государством (Сибирская картинная галлерея до сих пор находится в состоянии, на хранении в Новосибирском музее).
Культурное отношение к судьбам художественных вещей создаст благоприятную моральную атмосферу дли дальнейшего развития ИЗО-искусства в крае, подподнимет и творческую работоспособность самих художников.
Это тем более необходимо и своевременно теперь, после десятилетия Октября, когда культурные вопросы страны ставятся на очередь дня.
От редакции.
Помещая в настоящем номере репродукции с работ А. Заковриина, С. Липина и В. М. Мизерова, редакция и в дальнейшем намерена давать иллюстрации наиболее характерных работ сибирских художников.