Международный день музеев: темы и тренды 1992—2000

Содержание

О Международном Дне музеев

Международный день музеев ежегодное мероприятие, которое первоначально было создано ИКОМ (Международный совет музеев) в 1977 году. С тех пор этот праздник стали проводить во многих странах.

Миссия праздника повысить осведомлённость общественности о важной роли, которую музеи играют в обществе.

С 1992 года для Международного дня музеев стали объявляться специальные темы-слоганы. К каждой теме Музейный информационный центр ИКОМ готовил обширный список литературы (монографии и статьи в специализированных периодических изданиях). Эта библиография позволяют рассмотреть, какие важные ключевые вопросы затрагивались музейным сообществом в проведении встреч, конференций и других мероприятий, приуроченных ко Дню музеев.

Международный день музеев 1992 года — «Музеи и окружающая среда»

В рамках этой темы предлагалось рассматривать следующий блок вопросов:

  • Роль музеев в экологическом образовании.

  • Роль музеев в сохранении биологического разнообразия Земли.

  • Музеи и научные центры: сотрудничество для популяризации охраны окружающей среды.

  • Музеи природы и экологии, ботанические сады, дендрарии и их коллекции.

  • Искусство и окружающая среда, экологическое искусство.

  • Этические аспекты сбора материалов естествознания.

  • Промышленное наследие.

  • Музеи и стихийные бедствия (менеджмент, защита коллекций).

  • Музеи и загрязнение воздуха (защита коллекций и памятников).

  • Туризм и загрязнение окружающей среды.

Полную библиографию можно посмотреть по ссылке.

Международный день музеев 1993 года — «Музеи и коренные народы»

В рамках этой темы предлагалось рассматривать следующий блок вопросов:

  • Консервация / Сохранение объектов культурного наследия аборигенов.

  • Выставки и музеи культуры коренных народов.

  • Культурная сегрегация и музеи культуры коренных народов.

  • Музеи и мультикультурализм: развитие и смежные вопросы.

  • Экспонирование, демонстрация, интерпретация культуры и искусства коренных народов в музеях.

  • Репатриация культурного наследия.

  • Этика коллекционирования.

Полную библиографию можно посмотреть по ссылке.

Международный день музеев 1994 года — «За кулисами музеев»

Тема развернулась в двух основных направлениях:

  • Музеи: администрирование и управление.

Включает следующие блоки:

  • Общие вопросы — основы музейного управления, основные ошибки;

  • Попечительские советы;

  • Этические аспекты;

  • Управление финансам;

  • Роль руководителя;

  • Правовые вопросы;

  • Оценка качества;

  • Работа с персоналом;

  • Планирование.

Библиография по направлению доступна по ссылке.

2.  Фандрайзинг и патронаж

Библиографию по направлению можно посмотреть здесь.

Международный день музеев 1995 года — «Музейная солидарность: реакция и ответственность»

18 мая 1995 года музеи всего мира отмечали Международный день музеев на тему музейной солидарности: реакция и ответственность.

Цель темы, которая была выбрана на Ассамблее Консультативного комитета в июне 1994 года, состояла в том, чтобы показать, как музеи могут реагировать на потребности общества. Чтобы лучше понять роль и призвание музея, нужно определить его обязанности.

Вопрос «Реакция и ответственность» возникает в повседневной жизни любого музея: проблемы воровства, реституции, получения прибыли, сохранения культурных ценностей, сотрудничества и обмена — это повседневные универсальные вопросы музейного дела.

Тема «Реакция и ответственность» охватывает многие аспекты музейной жизни, от повседневных (сохранение, бюджеты, безопасность) до исключительных (война, стихийные бедствия, правовые затруднения).

Библиография статей этого года сконцентрирована на следующих аспектах:

  • Обмены, учебные визиты / обмены, этапы обучения.

  • Реституция культурных ценностей.

    Заголовки статей говорят сами за себя: «Израиль вернет Синайские находки археологам Египта», «Лидийский Клад возвращается в Турцию: почему Мет уступил», «Дилер возвращает украденные рукописи в библиотеку Честера Битти». В том числе рассматривались и вопросы воровства в искусстве [БАЧЕР, Изабель. «Воровство в искусстве: Скотланд-Ярд запускает компьютерную систему с международным потенциалом: британский отдел искусства и антиквариата использует новейшие технологии изображения для раскрытия преступлений» The Art Newspaper, международное издание, Лондон, Umberto Allemandi & Co., Vol. 4, № 29, июнь 1993 г., с. 5.]

  • Движение культурных ценностей.

  • Новые способы финансирования

    В этом направлении следует выделить такие статьи:

    Гетц, Себастьян. «Музейная коммерция: как народ поддерживает ученых». [Продажа открыток, реплик как дополнительный источник дохода в музее]                                                                                               -Кауфман, Джейсон Эдвард. «Финансирование музеев:«Искусство и гуманитарные науки: в этом что-то есть для вас!»: Культура США для масс. В борьбе за скудные государственные и частные фонды американские музеи подчеркивают свою экономическую и социальную значимость».

  • Международные взаимодействия музеев: коллоквиумы, комитеты, тренинги, организации

    В библиографии освещались:

    1. Крупные конференции и фестивали

    Музеографический аудиовизуальный фестиваль 1994», «Европейская конференция по святыням местной традиции в Римской Галлии, с 8 по 10 октября 1992 года», «Международная конференция по ценности и оценке коллекций естествознания, Манчестерский университет, Великобритания, 19-21 апреля 1995 года» и др.)

    2. Виртуальные музеи и обеспечение доступа к музейным ценностям

    БАЧЕР, Изабель. «Е.С.: Виртуальные музеи». The Art Newspaper, международное издание, Лондон, Umberto Allemandi & Co., Vol. 4, № 29, июнь 1993 г., с. 19. [телекоммуникации помогают связать базы музейных данных (и изображений) по всей Европе]

    3. Европейские кураторские программы.

    4. Партнерство в вопросах реконструкции объектов материального наследия, в том числе после исключительных событий (война, стихийные бедствия и тп.)

    Подробная библиография по теме этого года доступна по ссылке.

Мероприятия в разных странах на День музеев 1995 года

Чтобы отпраздновать этот день в Бразилии была организована дискуссионная группа на тему маркетинга в музеях. На Филиппинах Ассоциация по научному сохранению культурных ценностей организовала семинар на тему «Основы сохранения».

В Алжире в музее в Типасе, обсуждение темы «Возрождённого наследия» привело к решению «сотрудничать с гражданским населением и общественностью в ознаменование Дня музеев и подчеркнуть важность участия местного населения в его наследии». В этом духе музей присоединился к другим ассоциациям, чтобы отпраздновать это событие.

В Швейцарии с целью разработки программы помощи для Сараево Национальный комитет стремился к сотрудничеству с другими ассоциациями, такими как Швейцарская ассоциация музеев, Швейцарская ассоциация по сохранению и реставрации и Этнографическое общество.

Национальный комитет Греции организовал серию мероприятий на тему «Музеи и охрана культурного наследия».

Во многих странах Международный день музеев был преобразован в Неделю музеев. Например, в Перу события, в которых основное внимание уделялось теме музея как места сохранения коллективной памяти, растянулись на неделю.

Интересно отметить, что в большинстве случаев музеи и национальные комитеты прилагали большие усилия в отношении связей с общественностью и рекламы. В Дании, например, на День музеев было разослано 1000 плакатов и 5000 брошюр.

Одним из мероприятий, которые музеи часто организуют на 18 мая, является бесплатный вход, как это было на Кипре в прошлом году. В Канаде вход в музей Монреаля был бесплатным, а также была организована специальная транспортная услуга, также бесплатная.

Другим интересным опытом стала публикация в Марокко каталога под названием «Нитки прошлого: вышивка и текстиль», иллюстрирующего коллекцию вышивки и текстиля в музее Дар Джамая в Мекнесе. Чтобы каждый мог извлечь выгоду из различного опыта Международного дня музеев, Секретариат составлял файл с мероприятиями 18 мая 1995 года, который предоставлялся членам ИКОМ по запросу.

Международный день музеев 1996 года — «Сбор сегодня на завтра»

Международный день музеев 18 мая 1996 года совпал с пятидесятой годовщиной ИКОМ. Тема «Сбор сегодня и завтра» касается самого смысла музея и его существенной связи с понятием временности.

Коллекционирование, краеугольный камень призвания каждого музея, сегодня не то же самое, что было в прошлом. Он поддерживается этическими правилами, которые четко изложены в Профессиональном этическом кодексе ICOM. Отныне сбор осуществляется таким образом, чтобы уважать культурное разнообразие и создавать новые формы партнерства.

Элизабет де Порт

В 1970-х годах ИКОМ изучал этику приобретений. Созданная Исполнительным Советом рабочая группа собралась и написала первый текст по этому вопросу. Это должно было быть улучшено и расширено в Профессиональном этическом кодексе, принятом Генеральной Ассамблеей ИКОМ в Буэнос-Айресе, Аргентина в 1986 году.

На заметку. Основные принципы приобретения музейных предметов изложены в Профессиональном этическом кодексе ИКОМ (статья 3).

Пять вопросов о коллекционировании

К сопроводительному файлу Дня музеев в 1996 был приложен материалов, состоящий из ответов на ключевые вопросы по теме от различных председателей Международного комитета.

Professor H. W. Van Os,

Генеральный директор

Рейксмузеум Амстердам,

Нидерланды.

Председатель Международного комитета

изобразительного искусства (ICFA)

Dr. Mando Oeconomides,

Директор Нумизматического музея,

Афины, Греция.

Председатель Международного

Комитет нумизматики (ICOMON)

 

Dr. Martin R. Schärer

Директор Алиментариум,

Музей искусств,

Веве Швейцария.

Председатель Международного

Комитет музеологии (ICOFOM)

и Швейцарского национального комитета

1. Считаете ли вы, что коллекционирование и приобретение являются важными задачами для будущего музеев?

1. — Да, музейные коллекции никогда не могут быть статичными. В мире искусства вкусы постоянно развиваются, и это создает необходимость коллекционирования в новых областях.

1 — Да, особенно если эти предметы предлагаются музеям в качестве пожертвований, и если они поступают от серьезных коллекционеров.

1 — Конечно! Несмотря на то, что выставки и коммуникационные миссии, поддерживаемые спонсорами, — это то, что публика знает больше, коллекционирование является частью основной работы музея и никогда не следует этим пренебрегать.

2. Какую политику использует ваше учреждение для обогащения своих коллекций? Можете ли вы объяснить свой выбор, его преимущества и возможные риски?

2 — Мы разработали правило, согласно которому то, что мы собираем, должно чётко определяться с тем, что мы имеем в наших коллекциях. Например, мы не покупаем картины вне голландской школы. Тем не менее, мы приобретаем голландские картины, которые не вписываются в традиционный канон того, чем является или должно быть голландское искусство. В области декоративного искусства мы покупаем больше предметов 19-го века, чем раньше, потому что вкусы в декоративном искусстве изменились с этого периода. Наш выбор может быть поставлен под угрозу финансовыми ограничениями и политическим давлением для изменения политики.

2 — Музей нумизматики в Афинах пополняет свои коллекции за счет государственных закупок, пожертвований и завещаний. Основной риск для музея, с точки зрения его политики коллекционирования, связан с происхождением предметов; с этим всегда нужно быть очень осторожными.

2-Алиментариум в Веве, Музей продовольствия, которым я управляю, собирает на очень избирательной основе предметы, относящиеся к консервации, обработке, продаже и приготовлению пищевых продуктов, и реже предметы, связанные с производством (сельское хозяйство) и потребление (столовые наборы и т. д.). Как правило, мы придерживаемся европейских продуктов. Тот факт, что наша коллекция ограничена, обусловлен точностью музейной программы. Речь идет не о количественном расширении коллекции, а о том, чтобы как можно точнее проиллюстрировать то, что мы называем продовольственным приключением. С нашими скромными собственными средствами мы не можем позволить себе проводить крупные рекламные кампании. Когда у нас есть временные выставки, мы можем выставлять новые объекты благодаря обменам с другими музеями. Тем не менее, в ближайшие годы мы планируем полностью пересмотреть наши постоянные выставки, что означает, что мы можем пересмотреть и увеличить количество приобретений.

3. Можете ли вы объяснить механизм приобретения и сбора с помощью примеров в разных странах, которые, по вашему мнению, особенно важны?

3 — Инициатива купить чаще всего исходит от разных кураторов и руководителей музейных отделов. Они выставляют свои предложения директору коллекций, который обсуждает со мной самые дорогие покупки. Генеральный директор играет важную роль в сборе средств.

3 — В каждой стране, но в большей степени в Греции и Италии, которые являются родиной преимущественно древностей западной цивилизации, методы приобретения регулируются специальным законодательством.

3 — В Швейцарии, как и везде, методы приобретения различаются, но бюджетные ограничения означают, что у музеев меньше возможностей для маневра, когда речь идет просто и просто о покупках. Если мы хотим продолжать наращивать музейное наследие, мы должны использовать своё воображение! Я думаю, например, что было бы хорошей идеей дать людям налоговые льготы за пожертвования для музеев и поощрять это с помощью хорошо подготовленных кампаний для временных выставок.

4. Каковы, по вашему мнению, основные препятствия для музейных специалистов в отношении проведения кампаний по приобретению и обогащению культурного наследия?

4 — Любое новое приобретение всегда должно быть улучшением коллекции. Когда выставочная площадь ограничена, вновь приобретенное произведение отображается в постоянной коллекции за счёт другого произведения искусства.

4. Одним из препятствий, с которыми сталкиваются нумизматические музеи в получении точной информации о коллекциях, которые они могут пожелать приобрести, является относительное недоверие к коллекционерам. Эти последние предпочитают абсолютное усмотрение, опасаясь столкнуться с процедурой конфискации, особенно если они не уточнили сведения о себе, получив свидетельство о праве собственности от Министерства культуры.

4 — Основными препятствиями являются бюджетные ограничения, которые также влияют на приверженность кураторов и реставраторов. Затем усиливается давление со стороны властей и спонсоров, которые призывают нас организовывать выставки-мероприятия, чтобы привлечь как можно больше посетителей. Это может привести к игнорированию основной работы, которая выполняется за кадром.

5. Собираем ли мы сегодня так же, как в прошлом? Что изменилось для музеев за последние пятьдесят лет?

5. — Мы всё еще покупаем работы из-за пробелов в наших коллекциях. Но мы гораздо более избирательны, чем раньше, и больше заботимся об общественной привлекательности приобретаемых нами объектов.

5. -Основные проблемы одинаковы. Выбор для коллекционирования регулируется современными критериями, без возможности предвидеть, что будет управлять будущими поколениями. В будущем, если станет труднее приобретать объекты, одной из возможностей может стать увеличение документации. Так что, если мы не сможем получить предметы сами, мы, по крайней мере, будем лучше информированы.

Доклад д-ра Патрика Грина, председателя Международного комитета музеев науки и техники

Для членов CIMUSET (Международный комитет музеев науки и техники) проблема коллекционирования представляет особые проблемы. Большинство музеев нашего сектора хотят отразить как прошлую, так и современную науку и технику. Отсюда следует, что активное коллекционирование должно происходить в музеях, но это не единственное средство сохранения материала и его представления общественности.

Встречи CIMUSET, состоявшиеся в недавнем прошлом, иллюстрируют некоторые из этих проблем. Польша была местом проведения нашей встречи 1994 года. Страна, переживающая быстрые промышленные изменения, сталкивается с особыми проблемами, особенно когда отрасли приобретаются новыми владельцами, часто из-за рубежа, которые могут не придавать той же ценности историческим промышленным объектам. Тем не менее, сохранение и презентация на месте часто являются наиболее эффективным способом обеспечения выживания исторического материала, который в случае его передачи в музей будет отделен как от его контекста, так и от общества, частью которого он является.

В 1995 году в Норвегии мы познакомились с нефтяной промышленностью в ходе серии посещений штаб-квартиры компании, базы обслуживания и строительной площадки. Нефтяная промышленность оказала глубокое влияние на Норвегию, и, хотя в течение многих лет говорили о музее, он еще не открылся. Возможно, грандиозный размер большинства технологий (производственная платформа Brent Spar является печально известным примером) сдерживал проект, в то время как другая великая индустрия Stavanger (консервирование сардины), имеет отличный музей.

В 1996 году CIMUSET встретится в Музее науки и промышленности в Манчестере, Англия. Тема «Представлять науку и технологию общественности», а одним из вопросов обсуждения будет улучшение доступа к коллекциям. Возможности огромны, помимо выставок, например, поддержка центров, с тем чтобы они могли открывать свои резервные коллекции, а также виртуальный музей, доступный через CD-ROM и Интернет.

В 1997 году CIMUSET встретится в Буэнос-Айресе, Аргентина. Международный и глобальный характер науки и техники будет очень очевиден в этом случае. Эти характеристики влияют на стратегии коллекционирования в нашей области способами, которые значительно отличаются от других отраслей музейного мира. Трёхлетняя конференция ICOM в 1998 году привлечёт членов CIMUSET в Мельбурн, Австралия, где мы с нетерпением ждём посещения нового музея технологий Scienceworks. Мы также посетим воссозданный золотодобывающий город Балларат, который напомнит нам, что, хотя коллекции находятся в центре музеев, они не являются единственным способом вспомнить прошлое.

Краткая библиография по теме

  • Ambrose, Timothy and Kavanagh, Gaynor (eds.). Общество звукозаписи сегодня. Эдинбург, Шотландский музейный совет, 1987. 46 с., Илл., Библ.

  • Andrew, Hannah. «Сбор в Шотландии сегодня». Scottish Art Review, Глазго, v. 13, н. 1, 1971. с.15-19, ил.

  • Bisharat, Suhail. «Музеи, коллекции и коллекционирование в арабском мире: некоторые размышления о сегодняшнем дне». Международный журнал музейного управления и кураторства; Гилдфорд, Баттервортс, т. 4, н. 3, 1985. с. 279-287, илл.

  • ICOM Международный комитет по музеологии. Ежегодная встреча, Лейден, 1984: Собирать сегодня на завтра. Стокгольм, Музей национальных древностей [для] ICOFOM, 1984. 161 с. (Серия исследований ICOFOM; 6).

  • Schlereth, Thomas J. «Собираем сегодня на завтра». Музейные новости, Вашингтон, округ Колумбия, Американская ассоциация музеев, т. 60, н. 4 марта — апрель 1982. с. 29-37, илл.

Международный день музеев 1997-1998 годов — «Борьба с незаконным оборотом культурных ценностей»

18 мая 1997 года ИКОМ отметил 20-летний юбилей Международного дня музеев. Темой была объявлена борьба с незаконным оборотом культурных ценностей. Эту тему сохранили и на 1998 год.

Международный день музеев прошел с большим успехом. Известно, все музейные специалисты сталкиваются с одним и тем же насущным требованием: охрана наследия.

ИКОМ считает борьбу с незаконной торговлей культурными товарами одной из основных целей своей программы действий. Музейные специалисты, входящие в организацию, играют активную роль в этой кампании, уделяя особое внимание не только профилактическим мерам, таким как продвижение профессиональной этики и обеспечение безопасности коллекций, но и конкретным инициативам на Международном уровне.

Чтобы мобилизовать национальные комитеты ИКОМ для празднования Дня музеев и помочь им повысить осведомленность общественности о кражах и грабежах, каждому комитету было предложено создать плакат на основе формата, предложенного Секретариатом, для иллюстрации проблемы в его стране. Количество созданных плакатов и мероприятий, организованных по всему миру, явились печальным доказательством масштабов кражи и разграбления культурных ценностей, а также международного масштаба незаконного их оборота.

Подробная библиография по теме этого года доступна по ссылке.

Плакаты ко Дню музеев

В общей сложности 28 стран изготовили плакаты с моделью, поставляемой ИКОМ (только две страны выбрали другой формат). В каждой стране был изображен объект (часть национального наследия), который был украден. Во время заседания Консультативндень музеев плакатого комитета в Париже в июне прошлого года в Доме ЮНЕСКО были выставлены плакаты, которые были направлены в Секретариат следующими странами:

  • Африка: Алжир, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигерия, Сейшельские Острова и Тунис.

  • Латинская Америка и Карибский бассейн: Аргентина, Барбадос, Бразилия, Каймановы острова, Коста-Рика, Эквадор, Парагвай и Перу.

  • Азия: Азербайджан, Китай и Шри-Ланка.

  • Европа: Бельгия, Хорватия, Кипр, Чехия, Финляндия, Франция, Греция, Македония, Польша и Испания.

Мероприятия

Помимо плакатов, музеи организовывали различные мероприятия, чтобы отпраздновать Международный день музеев, часто поднимая тему незаконного оборота культурных ценностей. Во многих странах это событие приобрело важность национального события.

Мероприятия в Африке

Алжир: Алжирская дискета с плакатом разослана во все музеи страны. Марокко: создан информационный бюллетень Марокканского национального комитета, посвященный проблеме незаконного оборота культурных ценностей. Сейшельские Острова: Выставка в Национальном историческом музее об охране культурного наследия и роли музея. Свазиленд: дневной семинар по незаконному обороту (34 участника, в том числе 19 сотрудников полиции и таможни). Тунис: документальная выставка в Национальном музее Бардо о средствах борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей.

Мероприятия в Латинской Америке и странах Карибского бассейна

Аргентина: День защиты культурных ценностей и незаконного оборота, организованный Национальным комитетом Аргентины совместно с Историческим музеем провинции Буэнос-Айрес. Бразилия: Дни открытых дверей. В течение всего года Институт наследия организовывал дискуссии по защите культурных ценностей. Коста-Рика: Мероприятия в Национальном культурном центре, посвященные национальному и международному законодательству об охране культурного и природного наследия. Событие широко освещалось как прессой, так и телевидением. Эквадор: выставка в Centro de Arte de la Universidad Technologica Equinoccial по науке и технике на службе охраны природы. Дискуссии на тему незаконного оборота. Каймановы острова: выставка в Национальном музее национального и международного законодательства о наследии; Дни открытых дверей. Парагвай: Пресс-конференция и выставка под названием «Объекты»(восемь художников из стран-членов МЕРКОСУР), организованная Парагвайским национальным комитетом. Плакат Дня музеев напечатан на футболках. Перу: выставка в культурном центре Ricardo Palma Miraflores, организованная Перуанским национальным комитетом совместно с другими национальными учреждениями; плакат Дня музеев распространялся в виде листовки с информацией о незаконном обороте культурных ценностей в стране. Тема широко освещается в прессе. Сент-Китс и Невис: листовка под названием «Защитите наши культурные ценности» передавалась каждому посетителю музеев. Уругвай: коллоквиум на тему Дня музеев с широким освещением в прессе.

Мероприятия в Азии

Азербайджан делал упор на проблему уничтожения культурных ценностей во время войны. Китай проводил мероприятия в национальном масштабе. Сингапур впервые отметил День музеев как общенациональное событие, привлекающее большое количество посетителей (Дни открытых дверей и специальные мероприятия в 13 учреждениях). Турция: в мероприятиях 18–24 мая подчёркивалась важность защиты всемирного наследия и необходимость введения международных критериев в области музееведения. Шри-Ланка: семинар по незаконному обороту культурных ценностей.

Мероприятия в Европе

Бельгия: разработана Программа действий на октябрь 1997 года, предназначенная для музейных специалистов, а также для властей и широкой общественности.

Чехия: Дни открытых дверей; выставка волынок в Чехии, Моравии и Силезии.

Кипр: фотовыставка украденных предметов в Никосийском музее.

Финляндия: премия за музеологическую деятельность присуждена Музею Хейнола; много статей в прессе.

Греция: специальные мероприятия во многих музеях; вечер лекций Общества греческих археологов; специальный выпуск журнала ежедневной газеты Kathimerini(посвящен всемирной проблеме незаконного оборота культурных ценностей); листовка о репатриации микенских сокровищ Аидонии.

Италия: День лекций в Музее неевропейских культур им. Динца Риальто о передаче музеям коллекций археологических предметов, принадлежащих Эквадору.

Польша: совещание по незаконному обороту с музейными специалистами в Королевском замке в Варшаве; встреча музейных работников с министром искусств.

Испания: Выставка похищенных предметов в Музее провинции Хаэн при поддержке Фонда Каха в Гренаде; лекции по защите наследия.

Швеция: 17 октября — день дебатов на тему незаконного оборота культурных ценностей в Этнографическом музее в Стокгольме.

Международный день музеев 1999 года — «Удовольствия открытий»

8 мая 1999 года музеи всего мира отмечали Международный день музеев на тему «Удовольствия открытий».

Основная идея этой темы заключалась в том, что хотя музей — это место, где вы приобретаете знания, это также место для отдых и развлечения, которые должны доставлять удовольствие всем возрастам, и где все наши чувства должны быть пробуждены.

Жак Перо, президент ИКОМ, подчеркнул тот факт, что «исследование музея также должно включать в себя элемент игры. Мы должны испытывать такое же волнение, как и в начале путешествия, где каждый предмет и свидетельство открывают для себя явления, которые являются новыми и неизвестно».

Музей как инструмент обучения призывает к нашей чувствительности и нашим чувствам и позволяет нам понять мир, в котором мы живем, когда мы намереваемся открыть себя, нашу техническую, научную и природную среду, а также окружающих нас живых существ, как а также открытие другого с точки зрения времени и пространства.

Посещение музея вне зависимости чему он посвящен — искусству, науке, этнографии, археологии должно походить на прогулку, где удовольствия от открытия являются одной из основных достопримечательностей. Таким образом, тема 1999 года получила общественную поддержку, поскольку она предоставила всевозможным музеям возможность убедить сдержанных посетителей в том, что музеи действительно являются местом для наслаждения и открытия.

Музей как инструмент обучения призывает к нашей чувствительности и нашим чувствам и позволяет нам понять мир, в котором мы живем, когда мы намереваемся открыть себя, нашу техническую, научную и природную среду, а также окружающих нас живых существ, как а также открытие другого с точки зрения времени и пространства.

Удовольствия от открытия: мнение Джорджа Хейна

Джордж Хейн — почётный профессор, старший научный сотрудник, группа по оценке программ и исследований, Колледж Лесли, Кембридж, Массачусетс, США, бывший председатель Международного комитета ИКОМ по образованию и культурной деятельности, член правления Американского национального комитета ИКОМ)

Я приветствую решение ИКОМ назначить тему «Удовольствия открытий» в Международный день музеев 1999 года и подчеркнуть идею удовольствия, связанного с посещением музеев. Недавний акцент на образовательной роли музеев иногда скрывал степень, в которой музеи должны доставлять удовольствие всем возрастам и пробуждать все наши чувства.

Однако я надеюсь, что никто не поймет неправильно это утверждение и не сделает вывод, что нам нужно сделать выбор между удовольствием и образованием. Приобретение знаний, досуга и развлечений искусственно разделяли слишком долго, и сегодня важным аспектом современной теории образования является то, что эти два вида деятельности тесно связаны. В то время как дети учатся посредством естественной игровой деятельности, мы пришли к выводу, что взрослые тоже могут сочетать развлечения с образованием, чтобы получать приятные образовательные впечатления.

Исследования посетителей показывают, что посетители музея, такие как посетители театра, приезжают для развлечения и обучения и не обязательно разделяют их.

Такое сочетание мотивов и возможностей, которые музеи предоставляют для их одновременного удовлетворения, мощно ассоциирует музеи с другими культурными мероприятиями, такими как посещение театральных представлений. И пока люди размышляли о своем развитии, драма была признана формой развлечения, обеспечивающего и удовольствие, и образование. Точно так же посещение музея позволяет нам открыть себя, пробудив все наши чувства. Это образование.

Мероприятия Дня музеев — 1999: удовольствий и открытий в изобилии!

В 22-й Международный день музеев все виды музеев открыли свои открыли свои двери для посетителей, молодых и старых со всего мира, которые пришли в музей, чтобы исследовать, учиться, вдохновляться, наслаждаться…

Более 40 стран отправили в своих отчетах информацию о событиях, которые произошли 18 мая 1999 года. По всему миру мероприятия собрали огромное количество посетителей. Так например, более 2000 посетителей только за один день было на Барбадосе!

В том году штаб-квартира ИКОМ разослала наклейки, рекламирующие мероприятие и продвигающие тему «Удовольствия от открытий», всем институциональным членам и комитетам, чтобы те могли использовать их в дополнение к своей собственной рекламе. Национальные комитеты ИКОМ организовали пресс-релизы, посвященные Международному дню музеев, выпустили плакаты для широкого распространения, организовали пресс-конференции и забронировали телевизионные и радио эфиры. Изобретательный ИКОМ-Ботсвана изготовил наклейки, флаеры, плакаты и баннеры, а ИКОМ-Андорра создал закладки и ряд специальных открыток, иллюстрирующих культурное наследие Андорры.

Многие страны продлили свои празднования Международного дня музеев, объединили их с празднованием Недели национальных музеев или включили в текущие проекты. В тот день вход в подавляющее большинство музеев был свободным (включая экскурсии, лекции, показы и т.п). Многие музеи продлили часы работы.

Случайный обзор докладов членов ИКОМ дает следующее: в рамках недельных мексиканских праздников были организованы соревнования по созданию динозавров; для особо смелых посетителей Экомузей мёда (Квебек, Канада) организовал «Пчелиное сафари». Посетители могли насладиться демонстрацией различных стилей приготовления еды в Этнографическом музее в Женеве (Швейцария), могли посетить «виртуальную школу» с веб-сайтов в Индии, пойти на архитектурные велосипедные туры в Люксембурге или семинар по составлению генеалогического древа в Чехии. Короче говоря, независимо от того, было ли это занятие рукопашным боем в Москве, спортивный карнавал в Малайзии, воображению организаторам было не занимать.

От традиционного танца через современную поэзию до совершенно новых музеев …

В руках преданных исполнителей, руководителей мастерских и кураторов музей стал местом празднования и изучения , а также местом, где исследовались культуры будущего: Центральноафриканская Республика, которая отмечала Международный музей День впервые, организовала традиционные танцевальные представления, как это сделали в Сингапуре; в Нигере традиционные бои ката демонстрировались школьными клубами; в Найробийском музее (Найроби, Кения) состоялось традиционное африканское повествование, а в музее Яниса Акуратерса в Риге (Латвия) состоялся концерт, посвященный работникам музея.

Иордания открыла двери своих археологических фондов; Кипрский музей (Кипр), показал на афише предметы недавних находок Департамента древностей и иностранных археологических миссий; в Яссах (Румыния),большая археологическая выставка была организована Национальным музеем «Молдова», где было продемонстрировано более 400 произведений из окрашенной керамики древней культуры Кукутень — плод многолетней работы междисциплинарной команды археологов, геологов, антропологов и кураторов.

Посетители могли также познакомиться с творчеством современных художников или писателей. Например, в Музее Пале Джамай (Мекнес, Марокко) открылась выставка двух марокканских художников; а в Словакии трехдневное празднование в Словацком литературном музее в Мартине включало в себя выставку, посвященную известной женщине-поэту 20-го века, встречи со словацкими писателями и переводчиками духовной литературы, а также выступления и представления из Словацкого театра Марионнетки. Культурный центр Банка Бразилии (Рио-де-Жанейро, Бразилия) выпустил инновационную междисциплинарную серию лекций под названием «Фетиш», посвященная фетишизму в кино, искусстве, рекламе, литературе, моде, религии.

Международный день музеев также был выбран для долгожданных и зрелищных мероприятий, таких как открытие новых музеев: «Музей времени» был открыт в Торре-дас-Кабасас, Сантарен (Португалия), «Музей жизни» в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и новый этнографический музей (часть Национального музея Хельсинки) в Финляндии.

Отреставрированные музеи снова открылись для публики, такие как Еврейский музей Греции в Афинах (Греция) или Этнологический музей в Порту (Португалия), который был открыт впервые с 1992 года. Новый музейный сайт (ИКОМ-Дания) также впервые в Международный день музеев украсил виртуальное пространство.

Также были представлены новые коллекции, например, в музее Сан-Тельмо, Сан-Себастьян (Испания), были представлены работы 17 баскских художников и каталонского художника. Публика могла также исследовать малоизвестные здания или работы или недавно отреставрированные предметы — например, подготовительные эскизы к утраченным фрескам Герцогского дворца в Генуе (Италия).

Укрепление международных связей

Некоторые члены ИКОМ увидели в теме «Удовольствия от открытий» возможность развивать международные связи, продвигать различный опыт музейного мира и исследовать чужой опыт, приглашая докладчиков из других стран.

ИКОМ-Малайзия, где более 80 музеев приняли участие в торжествах, которые проходили на острове Лангкави, пригласили докладчиков из Австралии и Филиппин, ИКОМ-Ирландия пригласил директора Naturalis в Нидерландах для выступления с основным докладом дня и Музей неевропейских культур «Динц Риальто» в Римини (Италия) посвятил Международный день музеев произведениям и культуре Эквадора.

ИКОМ-Коста-Рика сотрудничала с Техасским техническим университетом, обсуждая политику и стратегию Интегрального культурного института (MINCI), входящего в состав Исследовательского центра и Культурной Латиноамериканской Ассоциации (CIICLA).

Национальный музей Коста-Рики и Университет Коста-Рики организовал трёхдневный сертифицированный курс для персонала музеев Коста-Рики под названием «Введение в музеологию», который охватил историю концепции музея через мир, международное сообщество музеев, материальную культуру и др. Тема каждого дня сопровождалась специально подготовленной выставкой и целевыми упражнениями.

ИКОМ-Перу продвинула межкультурные связи на один шаг вперёд, обрисовав вместе с Эквадором проект по обмену выставками (предметами ремесел, фотографиями и тп.) через их общую границу.

Дискуссия и обучение

День, неделя или дольше был также посвящен обсуждению общих вопросов, касающихся музеев: ИКОМ-Руанда организовала дебаты по вопросам наследия и развития, а также была обсуждена книга камерунского экономиста Этунга Мангеле «Нужна ли Африке программа культурной перестройки?». В Эквадоре состоялся круглый стол на тему «Вклад музеев в период кризиса» — о роли музея сегодня в его специфическом социально-политическом контексте.

На дискуссионных площадках музей рассматривали и как центр центр обучения и непрерывного образования. На Тайване Международный день музеев был включен в проект «Обучение на протяжении всей жизни» (Национальный музей естествознания). Национальная кампания по образованию в области наследия была начата в Бразилии в Международный день музеев. Предлагалось рассматривать наследие как объект непрерывного процесса экспериментов и открытий и строить партнерство со школами, учреждениями, связанными с археологическими и историческими памятниками, а также с музеями. Национальный научный центр в Дели (Индия) объявил о своей новой захватывающей мобильной программе, охватывающей сельские школы в штатах Северной Индии. ИКОМ-Кот-д’Ивуар организовал дискуссию за круглым столом по образовательным проектам Музея цивилизаций Кот-д’Ивуара, а ИКОМ-Мексика провёл дискуссии об отношениях между музеем и государством, роли общинных музеев и различных способах, которыми посетители могут открыть местную и национальную историю.

Разнообразие проектов, подготовленных к Международному дню музеев в 1999 году, показало приверженность организаторов в представлении музея как места развития творческого потенциала, а также хранителя опыта культур прошлого.

Подробная библиография по теме этого года доступна по ссылке.

Международный день музеев 2000 года — «Музеи мира и гармонии в обществе»

Тема «Музеи для мира и гармонии в обществе» была выбрана в связи с провозглашением ООН 2000 года «Международным годом культуры мира». Главный посыл в мероприятиях Дня музеев — показать роль музеев в создании и продвижении культуры мира.

Девиз Международного дня музеев с тех пор, как ИКОМ выступил с инициативой в 1977 году, гласит: «Музеи являются важным средством культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира между народами».

В свете темы этого года Жак Перо, президент ИКОМ, просил всех членов ИКОМ «сделать все возможное, чтобы обеспечить еще более активное участие музеев в усилиях по содействию гармонии и помощи различным слоям общества для мирной жизни».

Музеи мира и согласия в обществе

Теренс Даффи, руководитель проекта ирландского музея мира и преподаватель исследований мира в университете Ольстера, специально ко Дню музеев 2000 года дал обзор появления концепции музея мира и ее текущих разработок, а также рассказал, как «обычные» музеи работают на мир.

«Мир» становится центральной темой в составлении программ многих национальных музеев и в исследованиях музейных специалистов. Однако, хотя есть несколько стран, в которых нет ни музеев, ни памятников, посвященных войне, до недавнего времени музеев мира было сравнительно мало.

Именно благодаря историческому вниманию, уделяемому национальным «деяниям сражения», «музеям мира» еще далеко до того, как они смогут добиться того общественного внимания, которое по-прежнему уделяется военным музеям.

Необходимо сделать еще больше для того, чтобы восстановить и продемонстрировать аспекты истории нашего общества, которые могут составлять «культуру мира».

Рождение концепции «музея мира»

Несмотря на сравнительную нехватку музеев мира, постепенно формируется особая «концепция музея мира», Трудно определить первый пример «музея мира», но, вероятно, это был Гаагский дворец мира, основанный Эндрю Карнеги в начале 1900-х годов. Он олицетворяет «мир через международное право».

Дворец мира является заметным исключением из громогласного «антивоенного» послания самых ранних музеев мира, таких как Международный музей войны и мира Жана де Блоха, который был основан в 1902 году в Люцерне (Швейцария). Основатель придерживался мнения, что «сама война является самым сильным свидетельством против войны». Но по иронии судьбы музей был разрушен войной, которую он стремился предотвратить. Знаменитый антивоенный музей Эрнста Фридриха, основанный в 1923 году, постигла та же участь. С помощью фотографий изуродованных солдат и военной атрибутики Фридрих надеялся передать «истинную природу войны». Как и ожидалось, нацистское правительство уничтожило музей. В 1940 году еще одна выставка мира, которую он организовал в Брюсселе, не пережила немецкого вторжения. Таким образом, эти ранние предшественники музейных традиций мира были охвачены глобальной войной.

Тем не менее, они помогли сформулировать концепцию, и то же самое «антивоенное» сообщение сохраняется в музеях, созданных намного позже. В Германии каждый думает о Берлинском антивоенном музее при Немецком обществе антивоенных музеев; библиотека мира и антивоенный музей немецкой евангелической церкви, созданные в начале 1980-х годов. Также можно отметить «Мост» в Музее мира Ремагена в Германии, основанном в 1980 году на знаменитом «мосту войны»; и антивоенный дом, который открылся в Зиверхаузене в 1981 году. Мемориальный музей Кана (Франция), и Всемирный центр мира, свободы и прав человека в Вердене (который был открыт в 1988 и 1993 годах соответственно) также построены в двадцатом веке.

Современные «музеи мира»

Современные музеи мира, безусловно, выходят за рамки ограничительного «антивоенного» послания своих предшественников, предлагая глобальный поиск мира. Готовятся планы создания нового Африканского музея мира в Кении и Национального музея мира в Соединенном Королевстве. В Осло вскоре будет открыт музей для сохранения истории лауреатов Нобелевской премии мира, а в мае 1999 года в Гааге открылся новый музей, в котором представлены многочисленные ассоциации этого города с международным миром. Есть планы музеев миротворчества ООН; Музей Николая Рериха в Нью-Йорке открыл выставку о наследии их основателя и культуре мира; а в Коста-Рике Фонд Оскара Ариаса имеет амбициозные планы по созданию Музея мира для Центральной Америки. В ноябре 1998 года в Киото и Осаке (Япония) состоялась третья из серии международных конференций, посвященных музеям мира, в ходе которых были организованы поездки на места в места мира в Хиросиме, Нагасаки и Окинаве.

Появление сети таких музеев и родственных учреждений знаменует собой веху в созревании идеи музея мира, когда мы вступаем в новое тысячелетие.

Можно надеяться, что роль музеев мира может получить более широкое общественное признание в течение «Международного года культуры мира», который с энтузиазмом поддерживается ЮНЕСКО, системой ООН и усилиями таких учреждений, как ИКОМ. Во многих странах музеи мира все чаще получают государственную поддержку.

Разнообразие «музеев мира»

Ясно, что концепция «музеев мира» охватывают целый ряд разнообразных музеев и учреждений. Во-первых, это «музеи мира», такие как Чикагский музей мира, (на самом деле в мире существует более двадцати таких музеев). Их специализация охватывает вопросы регионального мира (такие как немецкий музей мира Медера), глобальные акценты Музея Лиги Наций в Женеве и поиски мира «в народах», как в стремлении к гармонии среди корейцев, выраженном в Музее мира Джун в Голландии. Есть концепции, которые были сформированы в ответ на конкретные события. Это музеи Холокоста (такие как Яд Вашем в Израиле) и центры толкования во многих бывших концентрационных лагерях (например, в Дахау в Германии и Освенциме в Польше). Эти объекты тоже заслуживают того, чтобы их рассматривали как часть всеобъемлющих традиций музейного движения мира.

Кроме того есть музеи, которые занимаются гуманитарной деятельностью, такие как Музей Флоренс Найтингейл в Лондоне или Международный музей Красного Креста в Женеве. Следует также включить «музеи ненасилия», в частности, коллекцию музеев Ганди, разбросанных по всей Индии. Наконец, можно утверждать, что любой музей, который занимается вопросами мира, потенциально может служить в качестве «музея мира». Конечно, будет понятно, что некоторые музеи пересекают определения и подпадают под ряд этих категорий. Взятые вместе, эти различные образования разделяют общую приверженность сохранению истории миротворчества и, следовательно, культуры мира.

Музеи для мира

В последние годы многие «обычные» галереи и музеи выбрали приоритеты выставок, которые включают материалы, непосредственно связанные с миром и движением за мир.

То, что отличает «музеи войны» от «музеев мира», заключается не столько в физическом наследии — содержании музея, сколько в подходе кураторов.

«Обычные» музеи все активнее способствуют (прямо и косвенно) «культуре мира». Работа музейных специалистов в зонах конфликтов или в многоэтнических обществах указывает на потенциал музеев, способствующих этой «культуре мира». Аналогичным образом, музеи несут бремя как сохранения, так и представления истории, и это проблема, в которой непосредственно участвуют интересы «культуры мира».

Библиография

Информационный центр ЮНЕСКО-ИКОМ составил эту краткую библиографию, чтобы проиллюстрировать тему Международного дня музеев и широкий спектр ролей, которые музеи могут играть в обществе.

  • 3-я Международная конференция музеев мира. Хиросима, Нагасаки, Окинава, Япония, 1999, 261 с.

Публикации с темой «Экспонирование мира» посвящены развитию музеев мира во всем мире, с примерами музеев в Азии (Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Камбоджа, Индия и Узбекистан), в Европе (Германия, Италия) и в Северной Америке. В дополнение к этим тематическим исследованиям, есть статьи о роли искусства, художников и художественного образования, а также об образовательной ответственности музеев за распространение и построение мира либо посредством экспонирования произведений искусства, либо посредством специальных образовательных программ. Тексты на английском и японском языках.

  • Музеи мира по по всему миру, Архив Лиги Наций совместно с кафедрой изучения мира, Университет Брэдфорда. Женева: Организация Объединенных Наций, 1998, 162 с.

Помимо того, что она служит каталогом музеев мира, книга включает в себя две общие статьи о концепции музеев мира и о музеях мира в ХХ веке. В приложении приводится подборка книг о мире, изданных Организацией Объединённых Наций.

  • «История мира» Мишель Периссер в книге «Какое будущее у исторических музеев?». Под редакцией Лорана Жерверо, Париж, Международная ассоциация музеев истории, 1999, с. 51-56 (текст на французском языке).

Книга представляет Мемориал Мира в Кане (музей мира, открытый в 1986 году) и пытается определить концепцию этого института, которая сложна тем, что она объединяет идеи истории, памяти и идеологии. Автор рассматривает сложность роли музея как исторического музея, мемориала и центра мирных движений.

  • «Музеи поднимают свои новые цвета» Рене Ривар в «Курьере ЮНЕСКО», Париж, ЮНЕСКО, Том 52, 1, Январь 1999, 40-42 с.

Автор объясняет, что сегодня музеи бывают разных форм. В качестве инструментов сбора, сохранения и демонстрации, особенно предметов прошлого, «материальных свидетельств человечества и нашей окружающей среды», музеи могут также служить «инструментами скорби» для обществ, которые стремятся вспомнить свое прошлое. За последние пятнадцать лет автор заметил, что он называет «погребально-музейным направлением», с такими примерами, как Исторический мемориал Великой войны в Перонне во Франции, музеи, посвященные Холокосту, и другие. Автор считает, что роль, которую общество отводит своим музеям сегодня, — это освобождение от прошлого, особенно в случае особенно драматических событий.

  • Всемирный справочник исследовательских и учебных заведений мира, 1994, Центр документации ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам при Отделе прав человека, демократии и мира. 8-е изд. Париж: ЮНЕСКО; Оксфорд: Блэквелл, 1994. 235 с. (Мировая серия социальных информационных каталогов).

Справочник является незаменимым инструментом для всех, кто собирает документы о на исследовательские и учебные заведения в этой области. Он включает в себя записи о международных, национальных и региональных институтах, а также множество индексов и список периодических изданий по вопросам мира.

Мероприятия

  • Культура ненасилия

Многочисленные музеи основывали свою деятельность на проблеме мира.

В Мексике в ходе серии семинаров и мероприятий музеи стали форумами, посвященными культуре ненасилия, а для детей был организован семинар под названием «Воображая свою жизнь без насилия».

В Южной Африке в Центре просвещения по вопросам охраны природы (CCE) прошла интерактивная выставка под названием «Дети, общежития и лагеря», рассказывающая о том, как война повлияла на жизнь людей в Южной Африке во время англо-бурской войны 1899–1902 годов. Выставка, которая вовлекала реконструкцию условий в то время, привела к обсуждению вокруг проблемы примирения.

«Только когда невежество заменяется пониманием, а подозрение — сочувствием, люди из всех слоев общества могут развить чувство общей истории. Это то, чего мы стремимся достичь».

Сиги Хауэрс, Центр просвещения по вопросам охраны природы (CCE)

На тему примирения Национальная галерея Австралии в Канберре отпраздновала Международный день музеев семинаром, посвященным процессу примирения аборигенного населения, под названием «Музеи и примирение», и организовала выставку искусства коренных австралийцев.

Более широко интерпретируя эту тему, 700 музеев Германии объединились в своей работе под общей темой «Музеи как места понимания в современном обществе»; Совместные инициативы крупных и малых музеев также показали разнообразие музейных работ и широкий круг вопросов. В США деятельность в Музее Техасского Технического Университета включала в себя беседы о традиции «Трубка мира» и изготовлении «палочек дружбы» детьми. В Италии на Международный день музеев была запланирована выставка о расизме с 1911 по 1945 год, а также была представлена фреска, созданная детьми, изображающими их видение будущего.

Многие музеи также воспользовались возможностью, чтобы Международный день музеев способствовал подписанию Манифеста ЮНЕСКО 2000 года, в котором говорится о личной приверженности на ежедневной основе ценностям и действиям справедливости, ненасилия и терпимости. Цель этого Манифеста состояла в том, чтобы представить 100 миллионов подписей на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2000 года, и многие музеи в Италии, Гвинее, Свазиленде, Бельгии, Португалии, Испании и других местах внесли свой вклад в это важное дело.

Открытие выставок и музеев

Музеи всего мира сделали Международный день музеев 2000 года радостным и успешным.

  • В Сингапуре в популярном торговом центре была организована выставка-музей-ярмарка, чтобы продемонстрировать различные музеи страны и заинтересовать всех. Также были организованы мероприятия для детей, включая мастер-классы по раскрашиванию лиц, изготовлению ювелирных изделий из макорон и кампонг-игры.
  • В течение мая в Перу проходила скоординированная общенациональная программа для музеев, включая открытие новых выставок, нового археологического музея в Уайтаре, цикл конференций на тему «За культуру мира и прогресса» и мероприятие в поддержку акции «Прими дерево» под название «Дерево моего музея …».
  • ИКОМ-Шри-Ланка провёл мероприятия в сельской местности, а также конкурс плакатов и рисунков, где победители демонстрировали свое искусство публично.
  • Чешская Республика активно пропагандировала День музеев с помощью большого цветного плаката, получасового рекламного ролика для радио ИКОМ-Чехия, а также телевизионного освещения своей деятельности.

 

Добавить комментарий