Певец Сибири: художник Григорий Иванович Гуркин

Статья о творчестве Григория Ивановича Гуркина. Источник: журнал «Сибирские огни», 1967, №10, с. 159-162. Автор: Лариса Снитко. Текст структурирован.

Певец Сибири. Путь в искусство Григория Ивановича Гуркина

Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина был не совсем обычен.

Алтаец по национальности, родившийся среди людей, далеких от искусства, он рано почувствовал тягу к творчеству. Тайком от отца мальчик бегал в иконописную мастерскую, единственное место, где учились рисовать, и с жадностью смотрел, как на чистом листе бумаги каким-то чудом возникают изображения людей. Руководитель мастерской, заметив любовь Григория к художеству, стал разрешать ему рисовать анатомические элементы: глаза, нос, руки. А дома, прячась от домашних, мальчик увлеченно рисовал фигурки людей и целые сценки. Отец, желавший видеть своего сына шорником, рвал рисунки, запрещал посещать иконописную мастерскую. Однако это не остановило Григория, любовь к краскам победила все. Учеба в иконописной мастерской с. Улалы (ныне г. Горно-Алтайск), кратковременная работа учителем в с. Паспаул, затем учеба и работа в иконописной мастерской г. Бийска были первыми шагами алтайца в этой области.

Познакомившийся с ним в это время студент Певческой Капеллы Андрей Викторович Анохин, будущий этнограф, композитор и педагог, так вспоминал о Гуркине: «Григорий Иванович всегда носил с собой папку и карандаш и пользовался всяким моментом, чтобы зарисовать что-нибудь с натуры».

Мечта целиком отдаться живописи все более крепла, и осенью 1897 года Гуркин вместе с Анохиным отправился на перекладных до Томска, а оттуда, заручившись некоторыми рекомендациями, в Петербург.

Северная столица встретила живописца неприветливо. Однако его рисунки были одобрены Шишкиным, и это решило судьбу Гуркина: он не был принят в Академию Художеств, но стал заниматься в мастерской выдающегося русского художника.

За зиму 1897 года Гуркин освоил основные понятия перспективы, композиции, технических приемов живописи и рисунка. Шишкин часто повторял: «Главный учитель — работа. Вот тебе кисть, вот холст и краски… Учись».

Художник сибири Гуркин картина У юрты

Гуркину не пришлось тратить много времени на поиски «самого себя»: уже в то время его властно тянула природа родных мест с её непролазной тайгой, бурными реками и валунами.

Подготовка у Шишкина помогла Гуркину стать вольнослушателем по классу живописи профессора Академии Художеств А. А. Киселёва, одного из немногих живописцев горного пейзажа. Пошли годы учебы…

Возвращение на Алтай. Выставка в Томске

В 1905 году Гуркин возвращается на Алтай, и с этих пор вся его жизнь и творчество связаны с родным краем.

Уже на открывшейся в 1907 году в Томске художественной выставке экспонируется 19 картин, 200 этюдов и около 100 рисунков Гуркина, свидетельствующих об упорном труде художника. Ведущим жанром в его творчестве становится пейзаж.

Стремительные реки, тихие и глубокие озера, душистые леса в разные моменты дня и в разные времена года… Горное озеро с зеркальной поверхностью («Озеро в Лаже»)… Прихотливо извивающаяся среди валунов маленькая речушка («Река Ул»)… Могучий и молчаливый седой Хан-Алтай, вечную тишину которого нарушает лишь скользящее облачко да орел — царь-птица… А вот бурно катит свои рыжеватые воды неугомонная красавица Катунь («Река Катунь», «Катунь освобождается ото льда», «Вечерние тени»)… Целая сюита великолепных горных пейзажей, картины величавой девственной природы Алтая привлекают внимание и новизной темы, и серьезным живописным ее решением.

 пейзаж картина Гуркин

Интересны были рисунки и живописные этюды Гуркина, отразившие быт алтайцев («В тайге», «Напал на след», «Юрты», «Камлание»).

Выставка картин художника, по откликам сибирских газет, имела большой успех, появилась заметка и в столичном журнале «Нива», а неделя, когда экспонировались его произведения, была названа «неделя Гуркина». Часть его произведений была тут же куплена.

Алтайский эпос и этнографическая тема в творчестве

Успех выставки окрылил алтайского живописца. Он с головой уходит в творчество, много путешествует, собирает этнографический материал, месяцами живет в горах, пишет этюды. Крепнут его связи с передовой интеллигенцией Сибири.

В этот период Гуркин явно тяготеет к Томску, с его университетом, видными учёными, частыми художественными выставками. Особенно он сближается с интеллигенцией, группирующейся вокруг еженедельника «Сибирская новь» и «Томского общества любителей художеств», созданного по инициативе Г. Н. Потанина и много сделавшего для пропаганды научных и культурных достижений отсталого края (иногда, впрочем, чрезмерно акцентируя самостоятельность Сибири и противопоставляя её общему руслу политического и культурного развития России). Дружеские связи с Потаниным обусловили частые встречи алтайского художника со многими учёными и общественными деятелями Томска. В свою очередь Потанин,  Сапожников, Вейнберг, художник А. О. Никулин, краевед Верещагин и др. были частыми гостями в с. Анос (прим. Анос — деревня на берегу Катуни, где еще до революции поселилась семья Гуркиных.). Вместе с ними Гуркин совершил ряд длительных путешествий по Алтаю. Не случайно в этот период у него появилось много произведений этнографического характера (зарисовки наскальных изображений древних алтайских племен, а также утвари и одежды современных алтайцев).

Гуркин прекрасно знал устное творчество своего народа. Сохранилось одно из писем Потанина к С. Ф. Ольденбургу, где он сообщал, что собирается ехать на Алтай, что там у него «компания сотрудников», которые помогут собрать алтайские сказки, «чтобы можно было представить в этнографический отдел Географического общества целый сборник алтайских сказок в тексте и с именами собирателей на обложке: Гуркин и Никифоров» (Я. Р. Кошелев. Русская фольклористика Сибири XIX — начало XX вв. Томск, 1962, стр. 185.).

 

В эти годы неоднократно встречался Гуркин с сибирскими писателями Г. Гребенщиковым и И. Тачаловым. В первой половине 10-х годов окрепли его дружественные связи с В. Шишковым, в то время работавшим по устройству Чуйского тракта в Алтайских горах. В. Шишков был устроителем выставки алтайского художника в Томске (1915 г.), а народная песня о Хан-Алтае была впоследствии использована писателем в рассказе «Прокормим».

Сам Гуркин широко использовал сюжеты легенд и сказок не только в живописных и графических произведениях. Не лишенный литературного дарования, он часто в своих письмах, дневниках, вступлениях к каталогам выставок употреблял меткие народные поговорки, отрывки из песен, образные выражения. Вот некоторые из них: «Скалы хмурятся, думу думают»; «Загуляли туманы по кедровым островкам»; «Шумит водопад, серебряной лентой спускаясь со окал, как конь богатырский ретивый — весь в брызгах» и т. д. Перу Гуркина принадлежит также несколько очерков, посвященных природе и прошлому Алтая.

Ряд графических работ Гуркина знакомил зрителя с Алтаем, воспринятым через призму народных сказок и легенд. Образ широко известного в алтайском фольклоре богатыря Сартыкпая находим мы в графическом произведении художника «Легендарный герой Сартыкпай». Один из вариантов легенды о бурной и непокорной реке Катуни, повествующий о неутешном горе женщины, бросившейся в реку после смерти любимого мужа, взят в основу другого графического произведения. Мотивы борьбы добрых и злых сил своеобразно претворены в листах «Горный дух», «Битва в долине».

Знание алтайского эпоса сказалось также в книжной графике Гуркина. Им выполнено по народным мотивам несколько заставок к «Алтайскому альманаху», обложка к журналу «Сибирский рассвет» и ряд обложек к каталогам своих выставок.

Описания картин

В чем же сила произведений художника, почему у его картин и сейчас останавливается посетитель музея и долго, внимательно всматривается и уходит, бережно унося воспоминания о тонком и своеобразном поэте горного Алтая?..

…Перед нами одно из первых полотен Гуркина — «Оттепель».

Кажется, ничего нет особенного в картине, изображающей пору ранней весны. Но вглядитесь внимательней в этот тихий уголок сибирского леса. В центре — ложбинка, покрытая жухлой, прошлогодней травой и заполненная стынущей талой водой. В зеркальной глади ее отражаются сосны и бездонное небо, какое бывает только весной и только на Алтае! Гиганты-сосны с ветвистыми кронами полукругом обступили ложбину, как бы сберегая ее зимний покой и охраняя от мартовского солнышка. А здесь, внизу, ещё царит зимний сон. Но если мы бросим взгляд дальше, в глубь леса, то увидим, что на дальней полянке, где солнце отвоевало свои права, стволы сосен золотятся, как янтарь. И кажется, что по ним бегут живительные и густые вешние соки.

Все здесь — и холодная голубовато-серая вода, и тихая дремотная тишина, ещё не разбуженная гомоном птиц, и предчувствие больших изменений в жизни леса, — создаёт впечатление трепетного весеннего пробуждения, рождает поэзию самой тонкой и нежной поры года, о которой так проникновенно сказано в стихотворении Тютчева:

Ещё земли печален вид.

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебли колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась…

Гуркиным написана серия произведений, воспевающих бурную стихию горных рек и порогов.

…Картина «Катунь. Морозное утро». Ничто не может остановить могучую и стремительную горную реку: ни огромные валуны, ни мороз. Восходящее зимнее солнце с трудом прорывается сквозь мглистый воздух и снежную пыль, заливая дальний лес, реку и клочки снега на валунах желто-розовым светом.

Не менее характерно зрелище небольшого горного водопада Балык-су («Водопад Балык-су»), По тайге через сваленные стволы деревьев и валуны пробивается маленькая горная речушка. На первом плане она отвесно падает вниз, образуя водопад.

Мы можем увидеть у Гуркина и маленькие горные речки, которые осенью можно спокойно перейти по тоненькой жердочке («Река Иедыгем»), и бурные, мутные потоки, которые с шумом и скрежетом катят по дну камни и ободранные стволы деревьев («Горная речка»). Всё здесь полно стремительного движения.

В несколько ином художественном ключе решены картины высокогорных озёр. Низко нависшие облака и свинцовые воды Каракольоких озер пробуждают мысли о далеко не так уж ласковой природе горного Алтая («Озеро Караколе, «Телецкое озеро»). Удивительно верно подмечено спокойное, величественное и несколько сумрачное состояние высокогорных озер в пасмурные дни и ненастную погоду. Тогда тёмно-зелёный кедрач бросает в воду совсем чёрные тени, облака нависают над лесом, и горы надвигаются прямо на человека.

Подлинным шедевром в алтайской живописи, воспевающей водную стихию, является картина «Озеро горных духов» (1907 г.).

Озеро горных духов картина Гургин Григорий

 

Художнику удалось передать и то сложное состояние, которое испытывал человек, глядя на первозданную красоту высокогорных озёр, и то особое настроение, которое рождалось необычным сочетанием — существующей реальности, переданной художником, и тем фантастическим элементом, который он привнёс в неё.

Величественное, зеркально спокойное озеро. Оно только что освободилось ото льда. Лишь несколько искрящихся льдинок плавает по его зеркальной поверхности. Покой. Настороженная тишина… Взгляд наш, скользя по серовато-голубой поверхности воды, переходит к скалистым берегам, местами поросшим кедрачом. Далее громоздятся горные громады, на вершинах которых оседают клубящиеся тучи.

Колористическая гамма картины выдержана в благородных серовато-голубых и жемчужных тонах. Целая симфония холодных серых оттенков создает сильное впечатление суровой сдержанности. Озеро как бы дремлет в настороженной тишине. И рождается то необыкновенное чувство, когда пейзаж кажется фоном, — на котором вот-вот развернётся какое-то невиданное, фантастическое действие. Эта картина, величественная и спокойная, по словам Г. Потанина, вызывала в человеке «душевное равновесие».

А поэт И. Тачалов так отозвался об этом своеобразном свойстве гуркинской природы: «Там природа удивляет своей опрятностью. Тут всё чисто и нетронуто».

Любил и знал художник и щедрые июньские дни, когда благоухают альпийские луга, и ливни, свалившиеся из-за гор, щедро орошают алтайскую землю. Интересна в этом отношении картина «Алтай. Горная долина». Гуркин верно здесь подметил и передал пластическими средствами своеобразное переходное состояние в природе. Отшумел летний ливень, и солнышко все смелей проглядывает сквозь уносимые ветром рваные облака, заливая долину щедрым, летним теплом. Ещё скатывается по отрогу горы дождевой поток, а цветы, смятые внезапным ливнем, начинают подниматься и тянуть свои головки к солнцу. Кустарник и трава ещё полны влагой, вся долина радостно и умиротворенно улыбается. По небу бегут «последние тучи рассеянной бури», кое-где они стелются и по долине. И кажется, что это не тучи, а белые барашки, силуэты которых разрастаются и растворяются в воздухе. Привольно, свежо, радостно…

По мере накопления знаний и опыта, художник все чаше обращается к монументальным композициям. Прошли те времена, когда он был ещё в плену у натуры и обязательную для картины обобщенную ясность формы и эмоциональность заменял излишней выписанностью деталей.

Раньше, когда он начинал работать на Алтае, то часто жаловался на трудности работы на планере (живопись на открытом воздухе). В одном из писем того времени к Анохину он писал: Не могу схватить дымку, в которую одевается горный Алтай в солнечные дни, не удается мне также воспроизвести Алтай в ненастную погоду… Тут он какой-то более сильный и величественный в красках и формах».

В произведениях «Поздняя осень» («Бом Эзгер-Саяр»), «Вид на Белуху» Гуркин смело решает задачи панорамной композиции, прекрасно передает воздушные дали. Особенно это характерно для «Белухи», где дальний план буквально тает, растворяясь в воздухе и сливаясь с облаками. Пространство не замкнуто, как в произведениях 900-х и 10-х годов, а даётся импрессионистический прорыв вглубь. Здесь Гуркин уже далеко отошел от академической манеры и нашел свой пластический язык.

Образцом эпического пейзажа, вершиной всего творчества художника явилось монументальное полотно «Хан-Алтай», над которым он работал много лет. Картина написана о двух вариантах. Первый относится к 1907 году и хранится в Томске, второй — к 1936 году и украшает экспозицию Барнаульского музея.

чорос гуркин картина Хан Алтай 1936

По этому великолепному эпическому полотну видно, насколько вырос художник. Если раньше его интересовали отдельные мотивы алтайского пейзажа, различные состояния горного ландшафта, то тут решена более важная и серьезная задача, создан центральный художественный образ всего горного Алтая.

Во вступлении к каталогу выставки автор писал об этой картине: «Мощными, каменистыми, пестрыми грядами раскинулись громады гор. Крупные скаты их глубоко прорезаны ущельями. Всюду нависли хмурые скалы, готовые обрушиться обвалами над тёмными зияющими безднами. За ними уступами к облакам высятся исполинские гребни утесов. А дальше и выше, над голубой гранью неба, в прозрачной синеве, как рать сказочных богатырей, стоят великаны — цари гор, кругом раскинувши свои шатры. Гордо подняли они свои снежные вершины и сияют ими в высоте. На громадных шлемах их, как драгоценные камни, рубины, изумруды, блестят ледники. Они окаймлены вокруг узором причудливых окал и мощными пластами снега. Всёвокруг первобытно, грандиозно и величаво…Какой везде простор и какая мощь!..Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай! Это ты окутался туманами, которые, как мысли, бегут с твоего могучего чела в неведомые страны. Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои заветные добрые думы…»

Последний период творчества

Последний период жизни и творчества Г. И. Гуркина (1917—1937) был также плодотворным, хотя и нелёгким. Эмигрировав в 1919 году в Монголию, а затем в Туву, он быстро осознал свои ошибки и в 1925 году добился разрешения вернуться на родину. К этому времени разрозненные ранее племена алтайцев-кочевников были объединены в Ойротскую автономную область, и художник увидел новую жизнь родного края.

В 1926 году Гуркин участвовал в двух крупных московских выставках. На одной из них произведения живописца увидел А. В. Луначарский и дал им такую оценку: «Отмечу ещё замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чороса-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная живопись, я уж не знаю».

Высокую оценку получили произведения Гуркина в столичных газетах и журналах.

Важным событием в культурной жизни, нашего края была Первая всесибирская выставка и первый съезд художников в Новосибирске (1927). Гуркин не был на съезде, однако его имя неоднократно фигурировало в оживленных дискуссиях и спорах, отмечалась значительная роль реалистического искусства художника в развитии культуры Сибири. Писателем В. Зазубриным было оглашено приветственное письмо Гуркина съезду.

Много сил и времени отдавал Григорий Иванович в эти годы просветительной деятельности и этнографии. Им выполнено несколько плакатов, пропагандирующих оседлую жизнь алтайцев, иллюстраций для национального букваря и т. п. Продолжал он работу и по сбору материалов в области духовной и материальной культуры алтайцев. Около 3000 рисунков было переданы в 30-х годах художником в дар местному краеведческому музею.

С большим энтузиазмом относился Гуркин к своей педагогической деятельности. У него учились такие известные в Сибири художники, как Н. И. Чевалков, Е. Г. Тюменцева, Д. И. Кузнецов, в 1932 году при областном музее была организована под его руководством и по его инициативе детская художественная школа…

«Труд, искусство — моя цель. В труде — моя любовь, мой отдых и моя радость. В нем мое воспитание и благополучие. Твердо, неуклонно иду этим путем»,— таково-жизненное и художественное кредо замечательного сибирского живописца.

После смерти Г. И. Гуркина. (Г. И. Гуркин был репрессирован в 1937 году и умер в октябре того же года) произведения его, к сожалению, не сохранились должным образом (некоторые рассеяны по частным собраниям, другие утеряны). Всего же в творческом наследии незаурядного художника насчитывалось более 5000 произведений.

 

 

Добавить комментарий