Художник Павел Кошаров

Статья о творчестве художника Павла Михайловича Кошарова. Источник: журнал «Сибирские огни», 1964, № 4, с. 173-176. Автор: Л. Боженко.

Текст структурирован. Добавлены иллюстрации.

Художник Павел Михайлович Кошаров

В 1851 году в Томск приехал художник Павел Михайлович Кошаров, окончивший Академию художеств. Известно,что в 1860 году он устроил в Томске выставку своих картин и рисунков. Это была одна из самых первых художественных выставок в Сибири (Сибирская советская энциклопедия, т. 1. стр. 938.), и поэтому она представляет большой интерес для всех, кто интересуется вопросами развития искусства в Сибири. Однако сведений ни о выставке, ни о художнике почти не сохранилось. Некоторые страницы жизненного и творческого пути художника П. М. Кошарова помогли раскрыть документы и материалы, полученные из Центрального государственного исторического архива в Ленинграде (ЦГИАЛ), отрывочные сведения, разбросанные по различным сибирским изданиям, а также работы художника, хранящиеся в музеях и галереях Сибири.

Знахарка картина холст масло Художник Кошаров

Страницы биографии. Образование художника. Академия художеств

П. М. Кошаров родился в 1824 году в селе Ивановском Покровского уезда Владимирской губернии в семье дворового человека князей Голициных. В начале февраля 1839 г. «княгиня Анна Александровна, дочь Голицина, по неизвестным нам причинам отпустила «вечно на волю» своего дворового П. М. Кошарова, выдав ему специальный отпускной документ.«Вольноотпущенный» на следующий год подаёт в Совет Академии художеств прошение о принятии его в число «вольноприходящих» учеников Академии. Совет, рассмотрев его рисунки с оригиналов и гипсовых слепков, требуемых при поступлении, принял Кошарова в рисовальные классы. Пройдя курс черчения ордеров и курс линейной перспективы и желая, как говорится об этом в прошении, «посвятить себя живописному художеству», Кошаров подаёт прошение о разрешении ему посещать художественные классы, руководимые Карлом Павловичем Брюлловым. Знаменитый русский художник стал первым учителем Кошарова.

«Как профессор Академии художеств,— вспоминал позднее Павел Михайлович,— К. П. Брюллов много сил отдавал обучению молодых художников, и влияние его было подлинно плодотворным. Он призывал нас учиться у натуры, искать красоту и гармонию прежде всего в ней самой».

У Брюллова Кошаров занимался около трёх лет и был в числе его первых учеников по натурному классу.

Крым и Петербург. Обучение у Айвазовского и Воробьёва

После окончания срока обучения П. Кошаров в 1846 г. обратился в департамент народного просвещения с просьбой направить его учителем рисования в Симферопольскую гимназию. Получив разрешение, Кошаров уезжает в Крым. Здесь он продолжает своё художественное образование в мастерской выдающегося русского живописца Ивана Константиновича Айвазовского. За представленную в Академию картину Кошарову в сентябре 1848 г. присваивается звание «неклассного художника» (то есть не был возведен при этом в сословный чин). Желая завершить своё художественное образование, Кошаров в 1850 году вновь возвращается в Петербург. Он занимается перспективной живописью и пейзажем у крупного русского художника-пейзажиста Максима Никифоровича Воробьёва и преподает рисование в одном из училищ Петербурга. За картины и этюды Кошаров был удостоен звания художника.

Сибирь и Томск

В 1851 г. П. М. Кошаров направлен учителем рисования и черчения в Томскую мужскую гимназию — первое и единственное среднее учебное заведение всей губернии. В Сибири художник прожил более 50 лет. Горячо любя искусство, всей душой преданный ему, он оставил в культурной жизни Сибири заметный след. Кошаров отличался большой работоспособностью и всё свободное от занятий время отдавал живописи и рисованию. Из накопленного материала он устраивал выставки, первые не только в Томске, но и по всей Сибири.

Какова тематика картин П. Кошарова? Это главным образом пейзажи, написанные им в различные годы: виды Алтая, Тянь-Шаня, Камы и Волги между Пермью и Нижним Новгородом, пейзажи Восточной Сибири.

В творчестве художника большое место заняли картины и рисунки, посвященные Томску и Томской губернии. Первый каменный театр в Томске — одна из достопримечательностей старого города, улица Магистратская (теперь ул. Р. Люксембург) во время масленичного катания, эта же улица в лунный вечер и ненастный сентябрьский день, литографии, посвященные университету,— вот работы, в которых перед нами предстаёт город Томск конца прошлого столетия.

Художник часто ездил по ближним и отдаленным местам обширной Томской губернии и каждый раз привозил с собой всё новые и новые картины. На одном из пейзажей художник изображает село Семилужное, не далеко от Томска, — затерявшееся среди лесов.

Пейзаж Барабинская степь Кошаров

В «Барабинской степи» Кошаров стремится охватить как можно большее пространство, развернуть пейзаж и в ширину и в глубину. Тишина и покой разлиты в степи. Её необъятные просторы ещё более подчеркивают небольшое озеро, затерянное среди бескрайней равнины, маленькая, почти не видная в высо­кой траве, фигурка человека, ведущего лошадь, да убегающие вдаль телеграфные столбы.

Работа в экспедиции П. П. Семенова-Тянь-Шанского

Значительный интерес и сейчас представляют работы художника, выполненные им в 1856 и в 1857 годы во время экспедиции П. П. Семенова-Тянь-Шанского в киргизские степи, в Заилийский Алатау, на озеро Иссык-Куль и в Тянь Шань.

Поражённый величественным видом, открывшимся перед его взором, художник спешит перенести на бумагу и бесконечную цепь гор с занесёнными снегом вершинами, ослепительно сиявшими в лучах солнца, и широкую равнину, кое-где оживляемую группками деревьев. Сильное впечатление, несмотря на небольшой размер полотна, оставляет пейзаж Кошарова «Хан-Тенгри». Перед нами возвышается величественный горный хребет; весь он покрыт сплошной пеленой вечного снега. А среди этих исполинов возвышается резко выделяющаяся своей колоссальной высотой белоснежная остроконечная вершина. Это и есть Хан-Тенгри «властелин неба», как её называли местные жители. Для этой работы, как и для большинства других работ Кошарова, в которых он следует заветам своего учителя М. Н. Воробьева, характерно ясное деление планов картины, чёткий, перспективный рисунок. И композицией этой картины, и яркими звучными красками художнику удалось передать вид, который путе­шественники называют «самым величественным, подобный которому едва ли можно встретить где-либо в мире». П. Кошаров очень редко обращался к портретному жанру. Тем более ценен для нас графический портрет П. П. Семёнова-Тянь-Шанского, один из очень немногих в прижизненной иконографии знаменитого учёного и путешественника.

Кошаров портрет

Результатом поездки Кошарова с экспедицией Семёнова были три альбома картин, выполненных масляными красками и акварелью, и этнографических рисунков. Особенный интерес представляет один из альбомов художника: «Виды природы в Тянь-Шане, его жителей, их жилища, одежды, оружия, утварь, посуда и пр.». За эти работы Кошаров был награжден медалью Русского этнографического общества в Москве, а несколько позднее удостоен награды Академии наук, утвердившей Кошарова своим «корреспондентом по Сибири».

Алтай в творчестве художника

Кошаровым был создан ряд картин, посвященных Алтаю. Художника интересовала прежде всего жизнь и быт коренных его обитателей. Вот перед нами небольшой аул, который состоял, как правило, из двух-трех семейств, живущих в юртах, огороженных жердями. Чудесная природа Алтая, поражающая всякого, кто посещал этот край, видна в многочисленных работах художника. «Каменоломня разноцветных яшм и порфиров» на левом берегу реки Каргона. Зелень трав, серебристые брызги бурного потока, зажатого между тесными скалами, синеющие вдали горы со снеговыми вершинами — всё это умело объединено в одну жизнерадостную картину.

Пейзаж Горы Алтая художник Кошаров

Байкал

Художнику удаются пейзажи самого разнообразного характера. Яркие, сочные алтайские картины с их величественными горами и скалами сменяют картины, передающие тихие, спокойные уголки равнины, широкие полноводные реки, чудесные лунные ночи. И снова — совершенно новый для художника пейзаж — суровый и могучий Байкал. В работах Кошарова, посвящённых Байкалу, в определенной степени передана характернейшая черта байкальского ландшафта, которая вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов: яркий живописный контраст между водной равниной Байкала и могучей скалистой стеной гор, разорванных падями. Таковы его виды одного из самых крупных селений того времени на Байкале — Листвиничного, «Выход реки Ангары из Байкала», «Скала «Хобот» и «Шаманский камень».

«Художественно-этнографические рисунки Сибири»

В 80-е годы Кошаров в качестве художника и редактора-издателя предпринимает выпуск альбома «Художественно-этнографические рисунки Сибири», являющегося сейчас ценным пособием для тех, кто занимается историей сибирского края. В этом альбоме, ежегодно выходившем два раза в месяц, можно найти виды Сибири и Дальнего Востока, виды Томска и населенных пунктов Томской губернии, этнографические рисунки, посвященные характерным типам населения края, их жизни и быта. Любопытен рисунок Кошарова «Барабинская степь в морозное утро». Другой рисунок изображает зимние обозы, доставляющие в Томск чай. Этот извоз для сибирских крестьян был делом трудным и весьма невыгодным. Обычно шли в обоз те крестьяне, которые не имели другой работы.

«Тяжело и грустно видеть, — замечает художник, — когда при сорокаградусном морозе, в тумане, они идут, бредут продрогшие, в пимах, дохах, с обозом чая в Томск».

Один из рисунков изображает коренных жителей Нарымского края. Художник любовно, с большой тщательностью пишет их лица, характерную одежду, бедные жилища. Рисует художник и переселенцев-крестьян из Европейский России, которые в надежде на лучшую жизнь тысячами отправлялись в далёкую Сибирь. Но и здесь их ждала бедность, нищета. И снова, собрав свой скудный скарб, они двигались дальше на Восток.

Кошаров Сибирские бродяги

Признание, методика преподавания, общение с Достоевским и Тургеневым

В 1886 году Совет Академии художеств «за долголетнюю полезную художественную деятельность», «за труды и известность на художественном поприще» присвоил П. М. Кошарову звание «Почётного Вольного общника Академии художеств».

Кошаров продолжительное время работал над вопросами методики преподавания рисования в учебных заведениях. Его «Руководство к преподаванию рисования в гимназиях и училищах на основании теории линейной перспективы», которое он закончил в 1862 г., как свидетельствуют документы, было одобрено Советом Академии художеств.

В официальном заключении профессор Академии художеств А. Брюллов писал, что от системы обучения рисованию, предложенной П. М. Кошаровым, «должно ожидать полного успеха».

С открытием в 1877 г. реального училища в Томске Кошаров переходит туда преподавателем рисования, так как там предусматривалась более широкая и серьезная программа и постановка преподавания.

«На уроках, — вспоминали позднее его ученики, — он буквально священнодействовал, с увлечением рассказывал о великих художниках и их творениях».

Начиная с 1885 г. и почти до последних дней жизни, Кошаров руководил «Воскресными классами художественно-промышленного рисования», которые были организованы при его самом непосредственном участии. Кошаров преподавал для всех желающих посещать классы черчение и рисование, приноровленные для технических и ремесленных целей.

Свою любовь к искусству и большую работоспособность он сумел привить многим ученикам.

За долгий жизненный и творческий путь П. М. Кошаров встречался со многими выдающимися представителями литературы и искусства. Он был близко знаком с И. С. Тургеневым, для которого выполнил иллюстрации к одной из его поэм, не прошедших через цензуру. С Ф. М. Достоевским Кошаров одно время поддерживал постоянную переписку, к сожалению, пока не обнаруженною. Для него художник нарисовал тачку, к которой был прикован писатель во время отбывания каторги. Буквально до последних дней своей жизни (П. М. Кошаров умер в 1902 г.), с каждым часом слабея физически, художник продолжал работать.

«Это был художник по призванию, — писала газета «Сибирская жизнь» 29 сентября 1902 г. в посмертном некрологе, — для которого живопись была непреодолимою страстью, истинным делом жизни. Ей он отдавал всего себя».

Добавить комментарий