Заметки о художественной выставке (1940 г.)

Статья «ЗАМЕТКИ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ» была опубликована в журнале «Сибирские огни», 1940, №6, с. 123-129. Автор: Р. Кутепов. Материал посвящён 5-й областной выставке (1940 г., Новосибирск). Приведён анализ и критика произведений искусства.

Текст структурирован. Добавлены иллюстрации произведений (те, что удалось найти в открытом доступе).

Вступление

5-я областная выставка отличается от предыдущих значительным количеством экспонатов (свыше 300) и разнообразием тематики. Представлены почти все жанры: есть картины историко-революционного содержания, есть портрет, советский быт, пейзаж, натюрморт, графика, наконец, скульптура.

Это, несомненно, положительная черта, говорящая о разнообразности интересов наших художников, не замыкающихся в какую-нибудь излюбленную область.

Но важнее другое обстоятельство. Общий ведущий тон всей выставки — жизнерадостность и оптимизм, утверждение новой жизни. Это советское, социалистическое бодрое, радостное искусство, искусство людей сталинской эпохи!

Как это далеко от современного буржуазного искусства, которое прозябает в трясине гнилого субъективизма, пустого эстетства, упадочных настроений и формалистических фокусов!

Здоровое, содержательное, идейное искусство социализма противостоит упадочному искусству буржуазного мира.

Вот эта бодрая мажорная нота нашего искусства выразительно звучит и на пятой Новосибирской областной выставке в унисон великим победам социализма нашей эпохи.

Пусть не всё предоставляется одинаково зрелым, пусть не везде чувствуется высокое мастерство, пусть не всё на выставке заслуживает положительной оценки, но несомненно одно: растёт искусство в Сибири, растут наши художники, растёт и расцветает советская культура в Сибири.

На выставке выступают «старые» и молодые художники, но никакого разлада между ними не чувствуется, все стремятся к одной цели: средствами изобразительного искусства — кистью, пером, карандашом — раскрыть правду нового мира, запечатлеть наши победы и достижения, показать нового человека.

Историко-революционные картины

Почётное первое место принадлежит художникам, представившим картины исторического, точнее, историко-революционного содержания. Здесь мы встречаем имена художников И. Тютикова, Н. Смолина, Г. Ликмана, И. Титкова, Н. Хомкова, П. Якубовского. Следует приветствовать это стремление наших художников отразить великие события революционного прошлого, создать картины из истории революционного движения, с которым так тесно связана история Сибири.

И. Тютиков

Вот перед нашими глазами проходит «Сибирь кандальная», содержательная картина художника И. Тютикова. Мрачно нависли свинцовые снежные тучи над бескрайними сибирскими просторами, и в вечереющей мгле, звеня кандалами, бредёт по этапу осужденная на каторгу толпа борцов за народную свободу. На переднем плане падающего от усталости, смертельно больного, осужденного на каторгу поддерживают два товарища. Стражники безучастны, как олицетворение бездушной силы. И бредут лишенные свободы люди, побеждённые, но не сломленные и твёрдо верящие в правоту своего дела, и в согласии с ними полоска вечерней догорающей зари, как залог грядущего освобождения, еле брезжит среди серой густой темени… Такова идея этой картины.

Искусство сибири художник Тютиков Сибирь кандальная

Однако выразительность картины значительно снижается некоторой отвлечённостью изображения, в частности недостаточной проработанностью фигур и лиц переднего плана. Кроме того, у художника часто встречается глухой и грязный серый цвет, притом в обильном количестве.

Другая большая картина того же художника посвящена одному из эпизодов борьбы Ленина против экономистов. Называется картина так: «Протест семнадцати социал-демократов в селе Ермаковском под руководством В. И. Ленина против «кредо» экономистов в 1899 году».

художники новосибирска Тютиков искусство сибири

Впрочем, на картине всего только 15 человек, считая даже грудного младенца. Картина носит характер книжной иллюстрации и лишена той монументальной выразительности, которая должна быть присуща исторической картине. Динамизм содержания никак не сочетается с застылостью всех четырнадцати персонажей, включая и Ленина. Кроме невыразительного жеста Ленина, никакого протеста никто собственно не выражает.

Кроме того, известно, что из 17 участников совещания пять было женщин, на картине же женщин всего трое.

Насколько выдержана портретность участников протеста — судить трудно, но если этого нет, то ценность картины, как исторического документа, значительно снижается. Особенно не удовлетворяет зрителя образ Ленина на картине — принужденностью позы и жеста, невыразительностью лица.

Известно также, что на совещании были прения, критика выступления Ленина «справа» и «слева» (со стороны Ленгиика Ф. В. и Ванеева А. А.). На картине же нет ни «прений» ни вообще какого-либо действия. Статичность и упор на бытовые моменты снижают ценность картины.

Художник Тютиков серьёзный и вдумчивый мастер, к нему должны быть предъявлены повышенные требования, без всяких «скидок». Поэтому зритель несколько озадачен, когда видит сразу четыре больших картины на историко-революционные темы, вышедшие за короткий срок из мастерской этого художника. Он приветствует замыслы художника — показать великого Сталина в сибирской ссылке, но остаётся смущенным некоторой поверхностностью исполнения. Это относится особенно к картине «Тов. Сталин в туруханской ссылке».

Можно ли считать, что художнику удалось найти единство в изображении облика вождя и суровой природы, служащей фоном? Создается впечатление, что это раздельные моменты картины. И романтически расцвеченное полыхающее небо живописно не связано с фигурой вождя. Кроме того, небо подано как-то плакатно, схематично, несоответственно реалистическому образу картины.

П. Якубовский

Тема «Товарищи Сталин и Свердлов в туруханской ссылке» увлекла и художника П. Якубовского. Насколько удался художнику образ Свердлова, — настолько же неудачным получилось изображение тов. Сталина.

Профиль Свердлова схвачен удивительно уверенно, мастерски выписаны элементы «мёртвой природы»: овчина полушубка, валенки, отсветы пламени печурки, теснота избы и пр. И хоть внимание значительно отвлечено этими аксессуарами, но не упущено главное и принципиальное — беседа вождей по текущим политическим вопросам.

Г. Ликман

Хорошее серьезное впечатление оставляет картина художника Г. Ликмана «Маёвка в Нарыме под руководством тов. Куйбышева в 1912 году». На фоне скудной северной весны среди собравшихся с горячей взволнованной речью выступает пламенный большевик тов. Куйбышев. Удачно живописное размещение участников маёвки и напряжённое внимание их, а также сведение к единству цветовых масс в картине.

Искусство сибири 1940 художник Ликман Маевка в Нарыме

Н. Смолин

Обращает на себя внимание большая картина одного из старейших художников Сибири Н. Смолина, изобразившего «Тов. Кирова в подпольной типографии в Томске в 1906 году». Непонятными только кажутся слишком тёмное освещение типографии и чрезмерные её просторы. Вследствие первого обстоятельства автором избрано какое-то искусственное преднамеренное освещение, отчего всё помещение тонет в коричневой мгле. А вследствие огромности помещения композиция не получилась убедительной, то есть не все части картины равноценны, в ней есть, к сожалению, пустые куски, ничем и никак не заполненные, кроме указанной мглы

Н. Хомков

Картина молодого художника Н. Хомкова па тему «Сталин в нарымской ссылке» успешно соревнуется с одноименными произведениями художников старшего поколения. Образ Сталина полон выразительности и силы; пустынный северный речной пейзаж хорошо сочетается с фигурой. Но зачем художник употребляет такие грязные краски? Какой смысл в этом предпочтении исключительно серо-бурых тонов? Разве северная природа, особенно небо, не даёт изумительных красочных эффектов?

Непонятно, зачем обеднять так свою палитру, ведь картина, как говорил великий французский художник Делакруа, есть «праздник для глаза».

П. Титов

Другой молодой художник П. Титов, впервые выступающий на областной выставке, в картине «Отступление колчаковцев» добился несомненных успехов.

живопись сибири 1940 историческая тема отступление колчаковцев художник Титов ПавелПродуманная динамическая экспрессивная композиция, сочетание ярких, энергичных красок и, главное, сведение их к мажорной колористической гамме — всё это свидетельствует о хороших задатках художника. Заметным недостатком является. в этой картине некоторая эскизность и недоработанность заднего плана.

Эти же недостатки присущи и другой картине художника под названием «На каторге». Здесь вторые планы смяты, только слегка набросаны и так остались в эскизном состоянии. Зато безусловно хороши образы каторжан, особенно фигуры на первом плане, сознательное, сумрачное, волевое лицо рабочего, политкаторжанина, который и в ярме тяжелой неволи чувствует дыхание грядущей свободы.

Художник новосибирска Титов Павел картина На каторге искусство сибири 1940

Образ новой жизни и нового человека

Как наши художники отражают советскую жизнь, наши успехи и достижения, расцвет социалистической культуры, образ Нового человека?

Это глубокое и волнующее содержание нашло свое отражение в ряде значительных произведений на выставке.

Величественный дух Сталинской Конституции пытался выразить художник Н. Смолин картине «У избирательной урны». Отсюда торжественность и праздничность в настроении избирателей, которую несомненно хотел передать художник. Но намерение это не достигло цели: какая-то скованность и принужденность фигур и поз избирателей производят неприятное впечатление и совершенно странным кажется отказ художника от синтеза цвета в света: резкие разноцветные силуэты погружены в пустоту, в безвоздушную атмосферу. Лица проработаны слабо, выбранный типаж случаен.

Не больших успехов добился тот же художник в картине «Заключение соцдоговора им. 3-й Сталинской пятилетки на заводе «Труд». Однообразие изображенных лиц, преобладание грязно-сероватых тонов, отсутствие воздушной среды чрезвычайно снижают художественное значение картины.

Зато в картине А. Силича под названием «День выборов в Верховный Совет РСФСР на Алтае» зритель находит удовлетворение, во-первых, потому что трактована чисто сибирская, местная и национальная тема, во-вторых, потому что налицо несомненные художественные достоинства в раскрытии этой темы: показан новый, советский Алтай, пробудившийся к новой жизни.

Художник Силич история искусства сибирикартина День выборов

Положительной оценки заслуживает также картина В. Филинкова «Пионеры в гостях у танкистов». Героическая Красная Армия, любимая всем советским народом, находит восторженный отклик в сердцах юных патриотов — пионеров. Лесная долина, залитая солнцем, разнообразные фигуры, позы и лица взрослых и детей, жизнерадостные бодрые краски — всё говорит о том, что художник сам отнёсся к избранной теме с любовным чувством.

В картине В. Евстигнеева «На трудодни» художника постигла неудача. Хороший замысел — отразить зажиточность колхозной жизни и правильное распределение по труду — не нашёл соответствующего художественного выражения. Что за лица у трех колхозников, какая грубость и надуманная развязность, как аляповато нелепо раскуривает один из нарисованных персонажей! Это ли стахановцы советских полей, это ли мастера сталинских урожаев? Под стать им грубая мазня на первом плане; что изображено в корзинах — секрет художника, забывшего, что па первом плане выписывать детали более необходимо, чем на заднем. И совсем неуместно «щеголять» эскизностью и обобщённостью фактуры там, где нужно показать радость и богатство колхозной жизни.

Интересно знать, за какие художественные качества картина эта приобретена Областным отделом искусств, как значится в каталоге выставки?

Значительно удачнее у того же художника картина «Шефы Красной Армии». Жизнерадостность и оживлённость встречи с красноармейцами передана неплохо, и только правый угол картины, где представлены сами виновники торжества, некоторой манерностью поз, лиц и цвета неприятно противостоит всем остальным частям картины.

Тема о пограничниках встречается дважды — у художников Г. Ликмана и М. Мочалова. Преимущество нужно отдать первому. Яростный ветер, непогода — ничто не может помешать славным пограничникам выполнять свой долг и зорко охранять границы.

Направленность внимания подчеркнута движением их и собаки, а также наклоном деревьев под порывами ветра. Живопись свободная, лёгкая, непринуждённая.

На картине М. Мочалова на границе идёт бой — серьёзная ответственная тема. На переднем плане пулемётчики несколько однообразны, маловыразительны; не всё в порядке с пулемётом: непонятно, почему лента выходит слева с полными патронами. Слишком много «пейзажности» в изображении боевого эпизода, художник чрезмерно увлёкся богатством осенних красок в лесу и притом не выдержал своего пейзажного подхода: задний план с горами никак не связан с передним планом, они совершенно разнородны и по существу оторваны друг от друга, каждая часть картины существует самостоятельно. Может быть, это сознательный приём для того, чтобы показать чужую землю? Но даже и в этом случае сизо-серые горы на картине должны быть увязаны с цветовой гаммой переднего плана.

Дебютант Л. Заборский выступил с картиной «Карнавал» и двумя портретами. Картину следует признать в общем удавшейся. Карнавальное гулянье в саду, маскарадные костюмы, эффекты вечернего искусственного освещения, густые массы зелени, оживлённая толпа гуляющих — всё исполнено своеобразной романтической выразительности и поэзии. Автор картины показал себя тонко чувствующим колористом, некоторые его приемы напоминают «галантные празднества» французского художника ХVIII века Антуана Ватто.

В формально техническом отношении это неплохо, но в то же время есть опасность несколько абстрактной трактовки темы советского карнавала. И в самом деле: в картине нет, пожалуй, элементов, указывающих непосредственно на наше время, об этом говорят больше ассоциации зрителя.

Портреты художника Заборского также хороши своей романтической приподнятостью и значительностью. Автор — враг всякого прозаизма, трезвой, сухой передачи портретируемого лица и, если он привносит от себя львиную долю поэтического вымысла, и, может быть, приписывает портрету то, чего нет в натуре, то и в таком случае его работы заслуживают внимания.

У других авторов, несмотря на большую реалистическую сдержанность, портреты не производят выгодного впечатления. Возьмём, например, портретные работы художника Смолина: везде персонажи позируют в принужденных и застылых позах. Даже девочка ‹Пионерка» и та сидит так, как это было, очевидно, на многочасовых сеансах писания портрета. То же самое относится к портрету героя Хасана, танкиста Шарапову. Тут как раз уместна та романтика, та особенная поэзия, которая отмечает работы величайших классиков портретной живописи (Леонардо; Тициан, Рембрандт, Ван Дейк, Левицкий, Кипренский).

Попытки некоторых художников связать портреты вождей с важными событиями на заводе или на шахте, как например у художников П. Якубовского или у А. Бертика, никак нельзя признать удачными. Картина первого « », хотя и названа эскизом, должна быть отнесена к самым слабым вещам среди всех экспонатов, выставленных этим художником. Непропорциональность фигур, невыразительность лиц и жестов, общая суммарность и нерасчленённость массы — главнейшие недостатки этого произведения.

Ещё печальнее дело обстоит у художника Бертика, сделавшего попытку представить «Тов. Молотова в Прокопьевске». Уровень работы не поднимается выше ученических упражнений самоучки в живописи.

Благоприятное впечатление производят индустриальные интерьеры художника Якубовского. Показать старый сибирский завод и новые советские индустриальные гиганты — вот прекрасная задача, имеющая глубокий политический смысл, которую ставит перед собой художник Якубовский.

«Доменный цех старого Гурьевского завода» — отсталая примитивная техника завода середины прошлого века.

Добросовестность художника приводит его к исторической документальности, к несколько суховатой правдивости, но лишает его необходимого обобщения образа.

Это сказываются в самых названиях картин. Не слишком ли прозаично звучит: «Заправка площадки мартеновского цеха КМК (заливка мартена)?

Световые рефлексы от жидкого расплавленного металла безусловно удались художнику. Удачно показаны также просторы гигантского мартеновского цеха, завода, невиданные размахи передовой социалистической техники. В сожалению, образ человека, владеющего этой техникой, несколько стушёван. И почему левый угол картины совершенно пуст, ничем и никак не заполнен? В вопросах композиции художник выступает скорее, как скромный летописец, чем как поэт, осмысливающий виденное в новых волнующих образах.

В этом смысле гораздо лучше вышла картина «Выдача кокса на Кузнецком металлургическом заводе им. Сталина». Почему не назвать картину просто «На заводе»? В альбоме зарисовок, в этюдах вполне уместно соблюдать точность времени и места, но в картине, немыслимой без обобщения и типизации образа, такие документальные названия неуместны.

В этой картине художнику удалось найти романтическую ноту индустриального пейзажа, хорошо противопоставить горящий кокс с дымом и паром на переднем плане светло-зеленоватому небу дальнего плана с заводскими трубами. В то же время есть что-то плакатное в этой картине, та силуэтная обобщенность, которая свойственна более плакату, чем картине.

Пейзаж

Обильно па выставке представлен пейзаж. Выразить своё отношение к природе, почувствовать поэзию сибирского пейзажа — гор, лесов, тайги — какая увлекательная и богатая тема, какая занимательная задача, стоящая перед нашими художниками.

Здесь на первом месте следует поставить пейзажи художника И. Титкова.

Его картины «Озеро Каракол», ‹В горах Алтая», «Летний день», «Урман» несомненно свидетельствуют о таланте художника, умеющего в правде природы почувствовать глубокую поэзию. Диапазон художника широк: его привлекают и образы величественной суровой недоступной природы («В горах Алтая») и образы мирной, освоенной человеком природы («В селе Верхний Аллак»).

Картина озеро каракол художник Титков Иван

В первом случае проглядывает склонность к монументальному героическому пейзажу, во втором — к интимному, лирическому. И, пожалуй, в первом роде рука художника чувствует себя увереннее, чем во втором. Необычное, героическое, возвышенное начало в природе, охват многих планов с высоким горизонтом, тающая воздушная перспектива, эффектные контрасты освещённых и затененных масс — таковы характерные приёмы художника.

И удивительно, там, где чет ничего необычного, где должна быть выражена поэзия обыденного, там художника постигает неудача. Примером может служить этюд «На берегу р. Оби», где положительно вода не удалась художнику.

Писать небо, жизнь облаков, трепетные воздушные дали — это особое искусство, которым художник ещё не овладел. Поэтому он избегает в своих больших картинах низкого горизонта и предпочитает отводить для неба небольшие части полотна. А там, где он решает понизить горизонт и представить небо, там он впадает в вульгарность и олеографичность («Летний день», «В горах Чулымшмана»). В технических приёмах художник ещё ищет себя и этим объясняется его «эклектизм»; он то употребляет жидкое, то пастозное густое письмо, на одной и той же картине можно видеть оба приёма. Точно так же он то придерживается широких красочных масс, то впадает в импрессионистическую раздробленность, иногда даже в пуэнтилизм («В селе Верхний Аллак», деревья слева).

Графические работы этого художника хорошо выполнены и заслуживают похвалы, особенно «Роют котлованы» и «На старой площадке», а также замечательный «Совхозный бык» («На полях совхоза № 51»).

Свежесть и непосредственность видны в представленных работах художника А. Силича, посвященных видам Алтая и Шории.

Художник Силич картина разработка мрамора на Алтае

Это, так сказать, портреты родной природы с натуры, где индивидуальное преобладает над типическим Поэтому они пока остановились на стадии «этюдов», будучи как бы разрозненным материалом для возможной картины. Нельзя отрицать оригинальности в таких произведениях этого художника, как, например, «Купанье в заливе Катуни». Это образы, не лишенные поэтичности, но ещё не достигшие полноты и зрелости.

Своеобразие сибирской природы хорошо охвачено в работах художника А. Фокина, особенно заслуживает внимания в этом смысле его «Нарымский пейзаж».

То же можно сказать относительно работы Л. Шмакова и миниатюр П. Якубовского,

В преобладании этюдов на выставке есть и положительная и отрицательная стороны. Положительную сторону можно усматривать в том, что художники, таким образом показывают свой творческий метод. Отрицательная сторона здесь в том, что этюдность устанавливается не как подготовительная, а как окончательная стадия работы, которая как бы застывает в этой стадии.

Художник любовно отнесся к избранной теме, к своей работе с натуры, уловил некоторые интересные черты, добился известных успехов в красочных отношениях, в характеристике формы и… дальше не чувствуется развития: этюд утверждается как самоцель. Нельзя из виду упускать задач синтеза, создания картины с глубоким содержанием и полноценными образами.

Натюрморт

На выставке представлено до трёх десятков натюрмортов, понятно, разного достоинства. Это законченный жанр живописи, в котором художник также может выразить своё отношение к миру, к окружающей действительности.

В голландском натюрморте ХVII века можно видеть торжество буржуазной вещности, радость собственного достояния, овладения небольшим, но прочным миром.

По этому поводу Гегель в своей «Эстетике» даёт следующее толкование голландской живописи: «Голландцы черпали содержание своих изображений в самих себе, в своей собственной жизни того времени… это заботливо добытое и вместе с тем опрятное и красивое житье-бытье, радостная гордость, внушаемая сознанием, что всем этим они обязаны своей собственной деятельности, — вот то, что составляет общее содержание их картин» (Гегель. Лекции по эстетике, соч. т. ХII, стр.172—173).

Вот почему бытовой жанр и натюрморт достигли в молодой буржуазной Голландии такого расцвета и почему они исполнены неувядаемой силы и прелести. Сравните с ними упадочный натюрморт Пикассо, Брака, кубистов и их последователей: это распад буржуазного мира, разложение последние элементы.

Натюрморт в советской живописи также должен быть выражением нового социалистического отношения к действительности, утверждением нового мира. Отсюда бодрость и радость, сила и энергия, которые должны проглядывать в вещах «мёртвой природы», живописно преображаемой художником.

Понятно, что цветы, фрукты, посуда всегда будут служить тематикой для натюрмортов, и задача заключается в том, чтоб в обычном и незаметной была почувствована особая, необычная красота и, запечатлённая на полотне, понесена до сознания зрителя.

К лучшим натюрмортам на выставке нужно отнести работы художников В. Лукина, В. В. Титкова и О. Шереметинской.

Фрукты у В. Лукина хорошо, тщательно выписаны, цветовые отношения звучат бодро и сведены к единству, оранжировка (размещение) элементов сознательно носит непреднамеренный, как бы случайный, характер. Единственный упрёк, который можно направить художнику, — это некоторая «суховатость» и «прилизанность» его живописи, носящей печать школьного академизма.

Оригинальны и своеобразны натюрморты художника В. В. Титкова. Живопись достаточно энергична, но смущает совершенно странный подбор элементов: кому это в голову придёт расположить рядом сырое мясо, торт и сырую рыбу?

У О. Шереметинской хорош натюрморт с цветами и маской своими тонкими, даже изысканными цветовыми отношениями (переливы приглушенной гнилой зелени с золотистым цветом), и синтетическим подходом к изображению, отсутствием натуралистической детализации и раздробленности. Попутно отметим здесь же удачную работу художницы «Портрет девочки» в розовом платье, где цвет выступает, как эленент содержания и характеристики портрета.

Скульптура

Скульптурных работ на выставке мало. И это понятно: Сибирь бедна художественными силами, а особенно скульпторами.

Но и здесь заметно оживление. Лучшей работой нужно признать исполненное экспрессии произведение скульптора А. Овчинникова «У финиша», изображающее бегущую девушку-спортсменку, разрывающую ленту у финиша.

Передача стремительного движения на грани последних усилий, соединённая с грацией юного тела, представлена убедительно и уверено. Положительной стороной этой скульптуры нужно считать и то, что она обозрима со всех сторон, что любой из аспектов полон выразительности.

Произведение представляет несомненную творческую победу скульптора.

Монументально-декоративный фриз, представленный в эскизном барельефе скульптора В. Штейн и предназначенный для Новосибирского оперного театра, свидетельствует о высокой художественной культуре мастера. Изображение народных танцев многонационального Союза ССР в пластических выразительных образах вполне соответствует своему назначению.

Заключение

Несмотря на отмеченные недостатки выставки, общие итоги несомненно положительные. Художники, представленные на 5-й областной выставке, показали свой творческий рост и немалые достижения.

У всех преобладает линия бодрого, радостного жизнеутверждения в направлении социалистического реализма.

Большие картины с глубоким идейным содержанием свидетельствуют о возросшей художественной культуре наших мастеров, о повышенных запросах и требованиях советского зрителя. С удовлетворением можно сказать, что растут кадры советских художников Сибири, благодаря деятельной поддержке и помощи со стороны руководящих организаций области.

И невольно, в заключение, поднимается вопрос, не пора ли говорить об организации художественного центра в Сибири, об открытии картинной галлереи, об организации высшей и средней художественной школы?

Большевики меняют лицо Сибири. Выросли заводы-гиганты, растут новые города, индустриальные центры. Неизмеримо растут культурные и художественные запросы широких масс.

В театры, в дворцы культуры и в школы, в рабочие и колхозные клубы нужны многочисленные художественные силы. Рассчитывать ли на стихийный приток их и дальше?

Пора приступить к созданию крупного художественного центра, достойного советской социалистической Сибири.

Добавить комментарий