Выставка «УРАЛО-КУЗБАСС» (1935 г.)

Обзорная статья о выставке «Урало-Кузбасс» (1935) была опубликована в журнале «Сибирские огни», 1935, №6, с. 202-204. Автор: Б. Бирянин. В текст добавлены иллюстрации некоторых картин, которые удалось найти в открытых источниках.

Выставка «УРАЛО-КУЗБАСС»

В октябре-ноябре в новосибирском клубе имени Сталина прошла художественная выставка, посвященная Урало-Кузбассу. В трёх больших комнатах разместились работы, почти исключительно маслом, различных жанров — от тематических историко-революционных композиций до пейзажа. В основном произведения посвящены Урало-Кузбассу.

Выставка ярко представляет текущий этап развития советской живописи — его трудности, преодолеваемые и неизжитые влияния, его слабости и первые значительные успехи. Она вскрывает некоторые ведущие линии художественного творчества того периода строящегося социализма, который определялся исторической формулой т. Сталина «техника решает всё». Она показывает, как вместе с бурным подъёмом художественной литературы, театра, кино и архитектуры поднимается и советское изобразительное искусство.

Исторические и историко-революционные темы

Значительное место на выставке занимают композиции на исторические и историко-революционные темы.

Большое полотно Мещерякова «Расстрел рабочих колчаковцами на Кизелевском заводе» ценно своей политической заостренностью, дающей зарядку ненависти к белогвардейщине. Морозная мгла. Стена. У неё — группа полуобнаженных рабочих. Против — кучка карателей. В фигуре офицера на переднем плане художник удачно передал бешеную и хищную, низкую и подлую силу классовой ненависти белых, но не сумел противопоставить ей высокую идейную одухотворенность и героизм пролетарских борцов. Невыразительно лицо первого рабочего, шатка постановка фигуры и слаб негодующий жест руки второго, в широко открытых глазах женщины читается ужас и безумие.

В «Прифронтовом ревкоме» Ромадина выразительно противопоставлены два социально-политические мира при помощи удачно выбранного психологического момента. Один член ревкома с холодной враждебностью всматривается в только-что вошедшего офицера-пленного. Другой ревкомовец — настороженное выжидание.

Художник Никонов, известный автор нескольких полотен на темы партизанского движения в Сибири и борьбы с колчаковщиной, дал «Разгром колчаковщины». С подчёркнутой силой передано ощущение лютого сибирского мороза. Сокрушительный натиск красных частей передан продуманным композиционным приёмом — всадник на крепкогрудом горячем коне с веющим знаменем, мощный напор которого поддержан и усилен движением паровоза на заднем плане. Характерна типично никоновская трактовка фигур — преувеличенно громоздкие, до неуклюжести закутанные люди.

Крупный мастер современной советской живописи Соколов-Скаля, к сожалению, выставил только один эскиз «Иваново-вознесенские рабочие вливаются в чапаевскую дивизию». Тщательно строя свои большие полотна на основе композиционных приёмов великих мастеров итальянского Возрождения, он и здесь пытался вписать в «треугольник» центральную фигуру Чапаева с белым конем между крыльями мельницы. Но в целом эту беглую подготовительную работу нельзя признать удачной ни со стороны героического показа образа Чапаева, ни со стороны мастерства.

Шестопалов выставил культурно сделанное многофигурное полотно «Пугачёв на Белорецком заводе». Но оно страдает рядом недостатков. Фигура самого Пугачёва как-то мелка и теряется в тесном окружении соратников. Кряжистые, колоритные фигуры казаков и фигуры башкир заслоняют образы заводского рабочего люда — этого ценнейшего социального элемента пугачевского движения. Композиционное построение картины — замкнутый круг из плотно стоящих фигур, который как бы взят под конвой верховых казаков — едва ли удачно. Нет должного композиционного ударения на показе мастеровых людей, нет достаточно внимательной социальной их характеристики. Художник не продумал глубоко, как надо было осуществить свой ценный творческий замысел.

Шестопалов художник картина

Производственные темы

В решении производственным тем на выставке вскрывается прежде всего борьба двух тенденций.

Часть живописцев, всё ещё отдавая дань прошлому, передаёт облик социалистического завода в сумрачных и тусклых красках. «Панорама Белорецкого завода» Соколова, пожалуй, особенно характерна в этом отношении. Глаз Иогансона в «Механическом цехе Уралмаша» не сумел разобраться в изобилия станков и выделить основное. Отсюда недопустимое для образной передачи действительности загромождение вещами.Подобные произведения не могут волновать, зажигать, их общественно-воспитывающее значение слабо.

Художники, относящиеся ко второй группе, выражают в основном совсем другое идейно-творческое восприятие социалистической индустрии и социалистического труда. Они увлекаются эффектными контрастами освещения и живописной игрой красок.

Картины Костяницына — «Ударник тов. Беляшов за уборкой шлака» и «Н.-Салда. Мартеновский цех», Шестопалова — «Белорецкий завод. Пуск чугуна», Покаржевского — «Выпуск чугуна», Котова — «Конветорчая машина. Красноуральский медный завод», по богатству живописной палитры и простоте композиционных обобщений привлекают внимание. Расплавленная струя чугуна, огненно-красные отсветы и белое сияние дня, динамичные клубы пара и мощные формы и профили механизмов, — всё это прекрасно оттеняет радость и величие нашей социалистической действительности.

Интересна, хотя и очень спорна, попытка Пименова в картине «Работницы-ударницы. Уралмаш» передать праздничность социалистического труда, используя приемы французских импрессионистов — мастеров просвещения. Картина несёт сильный груз эстетско-созерцательного любования и к тому же страдает рядом недостатков. Невыразительны и не выписаны лица. Тёмные тяжёлые пятна станка выпадают из общей светлой гаммы. Обилие производственной аппаратуры недопустимо загружает картину.

Пименов картина рабодницы завода

Из картин, посвященных Кузбассу, выделяются по своей художественной культуре работы Шегаля «Коксо-химический комбинат Сталинского завода» и Покаржевского «Анжерка. Новая шахта №15-бис».

Вообще же Кузбасс творчески представлен на выставке слабее, чем Урал. Стоящая особняком «Стройка Чуйского тракта» Финогеева бледна. Художник не сумел дать ни трудового напряжения, ни своеобразия и красоты тракта, ни прелести Катуни и Алтая.

Произведения части художников удачно отражают одну из особенностей мировоззрения нового человека — бодрость, ясность, жизнерадостность. Они дают хорошую зарядку зрителям и являются по своему настроению весьма ценными достижениями выставки.

Такова, например, картина Такке «Завод им. Кабакова. Смена». В улыбчивые и смеющиеся открытые лица юношей и девушек молодых горняков — бьёт солнце. Высокое небо с белоснежными и динамичными облаками усиливает настроение радости.

А вот «Медный цех завода «Уралмаш» — Иогансона. Ажурные и легкие леса новостройки поднялись с земли. Белые, как лебеди, обширные паkатки строителей, перекликаясь со снежными облаками, создают ощущение радостного пафоса строительства.

Из ряда широких панорам социалистических индустриальных гигантов и рудников выделяется полотно Яковлева «Завод Магнезит. Рудник».

Картина Яковлев Магнезит Яковлеф художник картина Магнезит

Художник сильно передаёт своеобразной техникой письма и перспективой с высокой точки зрения облик раскрытых и развороченных недр земли. Вместе с картиной Терпсихорова «Ремонт узкоколейки на центральном руднике горы Благодать» это произведение представляет на выставке интересный жанр советского искусства — пейзаж под углом глубокого преобразующего воздействия на него социалистического мощного труда:

Однако, в целом художники, представленные на выставке, не сумели достаточно сильно отобразить пафос социалистического труда, его героику, его ритм и темпы, его коллективный побеждающий напор.

В подавляющем большинстве на картинах — разрозненные, порой случайные фигуры в невыразительных или прямо застывших позах. Чуть ли не единственное исключение — картина Поманского «В.-Губаха. Штольня им. Кадинина. Бригада ударников в забое».

Портреты ударников — лучших людей социалистического наступления — занимают количественно крупное место на выставке. Но лишь в немногих из них улавливается стремление и умение за внешним физическим сходством передать и особенности характера, сделать попытку подняться на высоту больших реалистических обобщений. Наиболее удачны в этом отношении работы Покаржевского. Вот портрет лучшего ударника Судженки т. Фёдорова. Выразительное лицо — волевое, подвижное, готовое к действию — подчеркивается решительной и энергичной линией руки, сжимающей отбойный молоток. Культурой и мыслью веет от сухого лица обер-мастера тов. Ровинского.

Заслуживает внимания замысел Пименова дать образ работниц в домашнем быту в картине «Работницы-ударницы за чаем». Но художник увлёкся красотой точёной «под слоновую кость» женской руки, переливами шёлка блузки и света на золотистых волосах, и портретная характеристика лиц очутилась на заднем плане. Они вышли какими-то блёклыми, невыразительными.

Пименов картина работницы за чаем Пименов картина работницы в театре

Пейзаж

Жанр пейзажа по живописной культуре занимает одно из значительных мест на выставке.

«Пейзаж курорта Яниц-Тау» и «Животноводческий колхоз в Башкирии» Веселовского останавливают тонкой гармонией и выдержанностью колоритной гаммы. Прекрасно схвачена красочность неба, его соотношение с тоном гор, соотношение воды с осокой и плотиной. Хорошо чувствуется пространство степи и рельеф гор заднего плана. В ряде этюдов Мешкова на тему лесосплава художнику удалось передать обаяние северной холодноватой природы.

Небольшую вещь Пшеничникова «Старатели за работой» в значительной мере должно отнести к пейзажу. От неё веет проникновенной поэтической прелестью наступающего вечера, пустынной тишины. Отлично даны силуэты недвижных коней на фоне гаснущего неба.

Особо следует отметить превосходные рисунки чёрным карандашом Рыбченкова с его уверенной, смелой и меткой манерой («Река Исеть», «Алюминьстрой»)

Выставка не лишена ряда крупных недостатков. На ней можно встретить просто слабые и незрелые работы (Девинов «Шахта Коксовая», Нюренберг — «Забойщик шахты 9-18 Анжерки тов. Шачнев», Перельман — «Анжерка. Горняцкий молодняк» и др. Ряд картин несёт на себе отпечаток неизжитых чуждых формалистических (Герасимов С. Б.), созерцательно эстетских (Пименов), иллюзионистских (Костяницын) и натуралистских влияний. Но её большое общественное, идейно-воспитывающее и художественно-творческое значение на данной ступени развития нашего изобразительного искусства несомненно.

Несмотря на все свои недочёты, выставка знакомит нас с первыми серьезными успехами в борьбе за большое искусство социализма.

 

Добавить комментарий