Статья «О рисунках настоящего» была опубликована в журнале «Сибирские огни» №01 — январь-февраль 1929 в разделе «Трибуна читателя». Оригинал доступен по ссылке. Автор Д. Розин критикует рисунки, напечатанные в нескольких номерах журнала «Настоящее» за 1928 год.
Для удобства в текст добавлены иллюстрации рисунков, о которых идёт речь в статье.
Журнал «Настоящее» основан в 1928 году в Новосибирске и просуществовал до начала 1930-го года, представляя одноименную новосибирскую литературную группу. С журналом активно сотрудничали художники-графики – С. Бигос, А. Вощакин, А. Заковряшин, П. Ивакин, С. Липин, В. Уфимцев и др. Почти все они входили в художественное объединение «Новая Сибирь».
Текст статьи «О рисунках настоящего»
В мою задачу не входит анализ всех рисунков, а только той части рисунков, которые не помогают и не учат рабочего читателя бороться с классовым врагом и не показывают, как нужно строить социализм. Д. Розин.
Предвидеть будущее, показывать и учить, каким способом, какими средствами строить и построить наше будущее — социализм — одна из основных задач нашей литературы.
В платформе «Настоящего» написано об этом так:
«Настоящее сегодняшнее.
Настоящее неподдельное.
Настоящее — предвидение будущего.
Будущее коммунизм.
Туда — наше направление».
Посмотрим, как художники «Настоящего» рисуют и что рисуют, насколько эти рисунки помогают рабочему читателю уяснить и понять, как нужно строить будущее, поищем рисунки, изображающие картины будущего; как рисунки, изображающие сегодняшнее-настоящее, направляют мысль рабочего бороться за будущее и насколько вообще рисунки понятны.
Перед нами в № 1 (на 16 стр.) сидят три человека: двое улыбаются, третий же поднял палец вверх. Пояснительная надпись: «Анекдот».
Анекдот? Хорошо! Но какой анекдот рассказывается—похабный, конрреволюционный или безвредный, глупый, но смешной? За что художник агитирует— за анекдот или против?
Очевидно, художник Липин рассуждает так: «Думайте, дорогие товарищи, что вашей душеньке угодно».
На восьмой странице, сидя на козлах, едет, понуря голову, извозчик. В руках кнут. Подпись —оригинальная, даже поэтическая: «Извозчику взгрустнулося».
О чём же грустит извозчик? О том, что жена ему нелюбима? Или, что молодость проходит?Или заработок отшибают автобусы? А может быть, о том, что выпить охота? Мало ли почему извозщику становится грустно? И… какое дело до этой грусти рабочему читателю?
Шесть человек сидят, один стоит с высунутым языком (на 11 странице). Лица у всех задумчивые, мечтательные. Подпись разъясняет: «Они говорят об оппозиции».
По костюмам можно догадаться, что об оппозиции говорят нэпманы. Значит, нэпманы интересуются политикой? Это мы знаем. Классовый враг занимается политикой, стараясь использовать все наши промахи, —тема хорошая. Об этом следует писать. За что же художник Липин агитирует? О чём именно они — нэпманы — толкуют? Что они надумали? Надо быть профессором по знанию человеческих физнономий, чтобы по лицам этих 7 человек догадаться, о чём они толкуют.
Перелистнём страницу, и перед нами предстанут: отец, читающий то ли газету, то ли журнал, сын, задумчиво читающий книгу, и мать, спящая на кровати.
Надпись: «У лампы». Что же читают эти люди? Кэрвуда или Маркса? Газету «Русское Слово» или «Правду»? Кто они, эти люди, в комнате у которых стоит цветок? Рабочие или бедные торговцы папиросами?
И если мы переметнём ещё одну страницу, то опять увидим, читающего человека.
За что же агитирует художник? За чтение книг? Это не плохо. Но каких? Почему бы на обложке не сделать надпись той книги, которую художник предлагает читать, иначе, какая же польза от этих двух рисунков?
На 34 странице китаец торгует бумажными кружочками. Это, конечно, изображение настоящего, сегодняшнего дня. Зарисован факт. Какие же мысли возникают при разглядывании рисунка?
Мой товарищ по работе сказал следующее:
— Эти кружочки для социализма не нужны.
У добродушной, сердобольной старушки этот рисунок вызовет, быть может, жалость к китайцу, который за три пятака стоит на улице целый день, и в жар, и в дождь, и в трескучий мороз. Лавочник начнёт придумывать, какие товары ему выбросить на прилавок, чтобы отбить эти три пятака у китайца. Работника кооперации может подтолкнуть к скорейшему производству и торговле этими кружочками для борьбы с частным капиталом. И, что вернее всего, этот рисунок может быть, рассмотрен всеми — и только. Он, рисунок этот, ни за что конкретно не агитирует.
Это простая фотография. Чёрные и белые цвета и только.
В №2, на 11 странице, 5 человек занимаются чаепитием. Надпись: «Молодой человек на хорошем месте прилично зарабатывает». Кто этот молодой человек? Где он служит? Как он зарабатывает? Спец он? Спекулянт? Выгодный жених? Кто?
Какое отношение этот рисунок имеет к учительской роли литературы? Чему этот рисунок учит нас?
Перевернув страницу, увидим женщину, на руках у которой ребёнок.
Большой, белой грудью она кормит ребёнка. Это все видим. Каждый знает, что мать кормит ребенка грудью. Но за что агитирует художник Заковряшин? По рисунку, ведь, не понять, что полезнее кормить грудью или искусственным молоком. Зачем же тогда такой рисунок? Для любованья грудью?
Наконец, на 14 странице увидим первую картину о строительстве Красной армии.
Силуэты красноармейцев, согнутые под тяжестью винтовок, идут. По подписи можно понять, что идут они на пост. Что же Кременский хочет этим рисунком сказать? Что напрасно командир послал усталых красноармейцев на пост или нужно весёлым идти на пост, или впрочем и тут, что хочешь, товарищ, то и думай. Думать — полезно!
На 20 странице стоит киргизка, около неё художник Уфимцев поставил четверть. Ну, вот и пойми: то ли эта киргизка несёт в лавочку в этой четверти кумыс, то ли самогонку мужу, то ли собирается в молкооперацию сдать молоко?
Подпись же разъясняет: «Киргизка». И то хорошо, иначе трудно догадаться, кто стоит около четверти: киргизка или бурятка.
На 23 странице мы видим красноармейца в конюшне, играющего на гармошке. Сам факт сомнителен. У дневального в конюшие очень много работы, ему, пожалуй, некогда играть. Но самое главное это то, что больше о Красной армии и быте красноармейцев во всех журналах за 1928 г. нет ни одного рисунка.
В № 3 нарисован портрет М. Горького, киргиз, мальчик с кошкой, двор завода, фигура милиционера, две подруги — одна сидит, другая стоит, киргизка с чайником, ойрот трубку курит, 2 козла у озера, опять две женщины — одна сидит, другая стоит, два узбека играют на инструменте и две хакаски сидят. Все эти рисунки, являясь фотографией факта, могут быть помещены в каком угодно журнале, какого угодно направления. Эти рисунки не содержат в себе классовой сущности, они ни за что не агитируют. Простое времяпрепровождение. Лежи себе на кровати, ноги вверх, и любуйся рисунками.
В № 4-5 четыре рисунка изображают бурятомонгол, Первый рисунок изображает бурят, играющих в карты; во-втором — четыре гримасничающих стоят, один держит ветку; в третьем двое стоят, а один сидит у рыбы, и последний рисунок — три бурята сидят на земле. Кто же эти буряты? О чём они думают? Как они живут? Неизвестно.
На 22 стр. над подписью «Пересоленный суп» стоит силуэт мужчины, отвернувшегося от супа, и спиной к нему женщина, пересолившая суп, плачет. К чему призывает рисунок: выбирать себе в жены таких женщин, которые умеют не пересаливать супа? Хорошо варить или питаться в общественной столовой?
В № 9 женщина кормит ребенка (голой) грудью. Разница между этим рисунком и рисунком на 13 стр. № 2 только в том, что у этой голые колени сдвинуты, а у той врозь, и эта женщина похожа на китаянку, и внизу нет подписи, а во 2 номере сказано: «Моя сестра».
В № 10 полунагая женщина молится, а муж всё тянется за горшком под кроватью. За что агитирует этот рисунок? Простите за грубость,— за то ли, что женщина молится, чтобы муж её благополучно оправился? И к этому или против этого зовёт художник Заковряшин верных жён? Или это простой факт без агитации, тогда я спрашиваю, зачем такой рисунок? К чему он? Что он высмеивает?
На 18 странице сидит здоровый мужчина и рядом с ним полураздетая женщина.
На 19 странице Красный проспект похож на улицу после землетрясения. Как видно, художник Липин предвидит в будущем землетрясение в гор. Новосибирске.
Я думаю, что приведенные примеры большого количества рисунков, помещающихся в журнале «Настоящее», ничему не учат. Они ни за что не агитируют. Не организуют воли трудящихся. И ценность их равна нулю.
Наборщик-линотипист тип. «Сов. Сибирь» Д. Розин.