Поздеев Андрей Геннадьевич

Биография

Андрей ПоздеевАндрей Геннадьевич Поздеев родился 27 сентября 1926 года в с. Нижний Ингаш (Красноярский край) в семье почтового служащего Поздеева Геннадия Даниловича и Евдокии Ивановны. Родители Андрея Поздеева познакомились и поженились в Енисейске. Из-за службы отца и по некоторым сведениям его сложного характера семья часто переезжала в разные населённые пункты, в основном расположенные по Енисею.

Андрей был третьим ребенком из четверых (старшие брат и сестра Николай и Антонина и младшая сестра Зинаида).

Поздеев Андрей
Поздеев Андрей

С местом рождения будущего художника всё не так просто. Запись о рождении сделана в с. Нижний Ингаш (Красноярский край) — поэтому во всех статьях упоминается именно это место. Но на самом деле Андрей Поздеев появился на свет в с. Заозерном, куда Евдокия Ивановна уехала на роды. Всё дело в том, что в Нижнем Ингаше просто не было фельдшера-акушера.

Генеологическое древо Андрея Поздеева. Семейные истории

Как у любого сибиряка, в крови Андрея Геннадьевича Поздеева много всего намешано. Мама — Евдокия Ивановна (в девичестве Овсянникова) была крестьянкой, родом с Ангары. Отец — Геннадий Данилович Поздеев — коренной житель Енисейска, происходил из сословия ремесленников: кузнецов, столяров-краснодеревщиков.

Андрей Поздеев гордился своим сибирским происхождением: «Я — енисейский мещанин. В роду — кузнецы, столяры-краснодеревщики […] «По отцу дед Данила был великолепным мастером. Он славился, ценился… Мог великолепно сделать всевозможные вещи: от заказной мебели — инкрустированной, позолоченной до простых вещей для крестьян — сани, дуги телеги… Это не я придумал. Это я узнал от бабушки (его жены) — Екатерины Никитичны, которая мне всё это и рассказывала» //Интервью, Студия «Лад», 1993 г.

В роду Поздеевых сохранилось не мало интересных семейных историй и легенд, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколения.

Поздеев Андрей семья
Семья Поздеевых

Так, например, Андрею Поздееву рассказывали о том, что его прадед Назар (по материнской линии) был цыган, — именно от него, мол он наследовал черноту. А дед по материнской линии Иван резко отличался от своих крестьянских родственников — был рыжим, тонкокостным, высоким. По этому поводу была такая история происхождения деда Ивана:

Мать деда Ивана (прабабушка Андрея Поздеева) была взята в богатый купеческий дом служанкой. Вскоре она стала почти членом семьи. Её хорошо одевали, обучили манерам. Она талантливо пела, поэтому когда в дом приходили гости, её непременно звали. От кого-то из «благородных» гостей якобы и родился рыжий дед Иван, а вовсе не от того «мужика-вахлака», за которого её вскоре слишком уж поспешно выдали замуж.

По линии отца существовали в роду художника Поздеева и польские корни. Именно этим позже Андрей Геннадьевич «объяснял» свой большой нос. Прабабка Андрея Геннадьевича по линии отца (сестра енисейских кузнецов Поздеевых) была миловидной девушкой. Она была в прислугах у ссыльных поляков. Она не смогла устоять против чар одного из членов этой семьи, и в результате страсти родился плод любви — Данила Константинович Поздеев — дедушка будущего художника.

Детство. Воспоминания

В Нижнем Ингаше семья долго не задержалась. Конечно, Андрей был ещё совсем маленьким, поэтому о нём там никто не помнит. Но об отце сохранились некоторые сведения:

Геннадий Поздеев был необычной личностью, отличался от всех и обличьем, и языком, и манерами. Он всем казался сугубо городским человеком, который не спешил обзаводиться крестьянским хозяйством. Среди местных он считался как бы слегка чудаком, гордецом, но в то же время вполне компанейским парнем и даже – «хорошим анекдотчиком» [Со слов краеведа Александра Петровича Демидовича / Э. Русаков. СВОБОДЕН, КАК СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК (Жизнь Андрея Поздеева //«ЗВЕЗДА ПОЛЫНЬ» Повести и рассказы. Красноярск — 2009 г. ]

Так как семья часто переезжала, воспоминания о раннем детстве у Андрея Поздеева были отрывочными. Сейчас уже сложно установить точную последовательность этих переездов. Андрей Геннадьевич говорил, что жили они преимущественно в таких местах, где можно было охотиться. Отец очень любил охоту, в доме были ружья и охотничьи собаки – Цера и Чок. Геннадий Поздеев пытался приобщить к охоте и рыбалке и Андрея, но из этого ничего не вышло.

После Нижнего Ингаша семья Поздеевых переселилась в Енисейск. Именно с этим местом связаны наиболее ранние воспоминания Андрея Геннадиевича.

Маленьким осознаю себя лет с трёх. Помню Енисейcк. Помню, всё зелёное, в цветах, я сижу один, смотрю в небо, и у меня текут слёзы...

В то время отец помимо охоты и рыбалки отправлялся с дядей Антоном мыть золото на Удерей — но безуспешно. Во всяком случае, в семье золотых запасов не было.

Андрей Поздеев вспоминал, что однажды чуть не утонул в реке Удерей. Увязался за старшими ребятишками, побежал через мостик из бревен, поскользнулся, упал – и пошел на дно… Помнит, как тонул, запомнились даже «цветные камушки на дне»…Хорошо, что парни шли через мостик – и один из них вытащил багром Андрея.

Самым печальным событием детства Андрея Поздеева была смерть его старшего брата Николая. Это случилось в Краснотуранске (когда именно это произошло установить не удалось). Он страдал припадками и утонул во время одного из приступов.

«Коля был хороший, он рисовал лучше меня… А когда он утонул в Краснотуранске — ох, как все плакали… В то утро, когда это случилось, к нам пришел большой дяденька и спросил у мамы, где наш Коля, а мама сказала: «Он рыбку ловит», – а тот и говорит: «Идите, ваш Коля в речке лежит». /Э. Русаков. СВОБОДЕН, КАК СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК (Жизнь Андрея Поздеева //«ЗВЕЗДА ПОЛЫНЬ» Повести и рассказы. Красноярск — 2009 г.

Увлечение творчеством: рисунки и татуировки

Рисование было любимым занятием Андрея Поздеева с раннего детства. Когда Андрею ему было около пяти лет он нашел в домашнем сундуке пигменты (основы для красок) и тут же начал ими рисовать. С тех пор рисовал везде и всюду. Отец говорил: «Вот Адька пошёл в меня. Я, когда учился в городском, тоже рисовал картину с небом, травой и пень, а пень всё не удавался»

В первых классах школы Андрея стали называть «талантливым мальчиком». Первое «признание» будущий художник получил в возрасте 11 лет. Известно, что в 1937 году он был в числе победителей Краевого конкурса детских рисунков, приуроченного к столетию гибели Александра Сергеевича Пушкина. Андрей Поздеев послал на конкурс две своих работы — рисунок-портрет юного Пушкина и иллюстрацию к роману в стихах «Евгений Онегин». За портрет его премировали денежным вознаграждением в 30 рублей. После этой победы многие советовали родителям отправить мальчика учиться в Новосибирск или куда-нибудь ещё.

Но тот же 1937 год стал в некотором смысле переломным для Андрея Поздеева.

Поздеев рассказывал про себя в этот период: «В четвёртом классе мальчика подменили, это стал бесёнок. Научился в чику играть, курить. Всё это среда, мои сверстники и я такой же был». //Интервью, Студия «Лад», 1993 г.

Тогда же, в четвёртом классе он испытал сильное потрясение. На глазах Андрея и других ребят застрелился начальник милиции. Просто вышел на крыльцо и пустил себе пулю в лоб.

Позже семья Поздеевых переехала в Тюхтет (Красноярский край). Там юный Андрей Поздеев ещё сильнее увлёкся «блатной романтикой», пропускал уроки, начал убегать из дома.

В их «дворовой компании» был главарь по прозвищу «Моряк» (ходил в тельняшке, весь был покрыт татуировками). Андрей Поздеев стал в этой компании «художником» делал рисунки для наколок. Он рисовал на кальке, а «Моряк», связав несколько иголок ниткой, колол по его трафарету. Так и себя «разукрасил» татуировками. Эти наколки, оставшиеся на его теле, Андрей Поздеев, позже, смеясь, называл «выставкой, которая всегда со мной».

Из воспоминаний Андрея Поздеева: «Мы тогда долго жили в Тюхкете (прим. Красноярский край) — мой пятый, шестой, седьмой класс. Летом перед пятым классом батюшка обнаружил, что я растатуирован. Отец решил, что надо прекращать с этим бродягой и приспособить его куда-то на учёбу. Написал я заявление и послал документы и рисунки в Омское художественное училище, и началась война 22 июня. Всё. Учёба кончилась. //Интервью, Студия «Лад», 1993 г.

Тюрьма и творчество

С наступлением Великой отечественной войны отец и сестра Андрея Поздеева ушли на фронт. Андрей же немного поучившись в восьмом классе, начал снова сбегать из дома.

Мать отправила его работать учеником токаря — вытачивать детали на станке на Красноярском Комбайновом заводе. Но вскоре сбежал с завода, который был на военном положении и поэтому получил 6 месяцев тюрьмы по «сталинскому указу».

Из воспоминаний Поздеева: «Однажды прибегаю домой, матушка говорит: «Давай Андрюшка все на заводы, а ты бродяжничаешь, сколько можно-то? — Ладно пойду. Я довольно долго там работал — месяца два […] Потом мне что-то страшно скучно стало, я на первый товарняк — и домой до Боготола, пешком ночью до Тюхтета. Матушка и бабка воют надо мной: «что же ты сбежал?». Я сожрал громадную алюминиевую чашку винегрета и лёг спать. А утром приходит милиционер, помню Гошей его звали, здоровый хромой мужик (на фронт его не взяли). Сказал: «Что я пришел? Преступник он у тебя, сбежал с заводу. В тюрьму его повезут». И всё… повёз .. Боготол. КПЗ. И что вы думаете? Преступник! По указу, 6 месяцев. Меня сразу повезли в тюрьму. А там камеры по типу «Макаренко», детские. Раз я рисующий, я был там ценный человек. Там комната воспитательная была, где я ходил рисовал, писал, газеты делал. 6 месяцев отсидел. А что потом? Потом опять в рабочий класс…» //Интервью, Студия «Лад», 1993

Когда срок окончился, Андрея Поздеева направили учиться в ремесленное училище на станции Енисей. Там готовили железнодорожников. Поздеев учился на сцепщика вагонов. Интересно, что именно там он впервые попробовал писать маслом.

Из воспоминаний Поздеева: «Когда кончился срок — отправили всех этих бродяжек в ремесленное училище на станции Енисей. Собрали туда поцаньё из колонии малолетней. Вот такие как я попали туда. Четыре барака. И вот там мужчина директор из КГБ славный дядя хороший, молодой красавец кудрявый, чёрные волосы… Он стал добывать мне краски. Где-то добывал на барахолке. Я начал свои первые масляные картины. Именно тогда. Сам делал грунт на бязевых простынях, подрамники сколачивал сам. И я нарисовал «Морской бой», «Воздушный бой», «Пехотный бой», «Артиллерийский бой»». //Интервью, Студия «Лад», 1993

На этом все «плюсы» его прибывания в ремесленном училище заканчиваются. Живя в общежитии, Поздеев прикоснулся ко многим негативным сторонам юношеского бытия. Там были распространены азартные игры, курение. «Бараки ремесленников» были своеобразными филиалами воровских притонов, где находили приют настоящие урки. Они быстро нашли применение художественному таланту Андрея — заставляли его рисовать игральные карты, делать «ксивы» (печати и штампы для фальшивых документов) и трафареты для татуировок. У него тогда было прозвище «Хударь».

Из воспоминаний Андрея Поздеева: «Мои татуировки пользовались успехом. Полвека прошло а я до сих пор иногда встречаю тех пацанов, которых когда-то «украсил» своими наколками… Даже воры в законе доверяли мне свои спины и плечи. Однажды устроили что-то вроде худсовета. Одобрили! Так что мне после этого никакие другие худсоветы были уже не страшны…» /Э. Русаков. СВОБОДЕН, КАК СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК (Жизнь Андрея Поздеева //«ЗВЕЗДА ПОЛЫНЬ» Повести и рассказы. Красноярск — 2009 г.

Однажды Андрея Поздеева взяли с собой «на дело» — поставили его «на стрёме». Как он позже рассказывал — это было ограбление какого-то ларька, и ему за работу дали кулёк конфет-«подушечек» и пачку махры. В одной из облав Поздеев Андрей был захвачен. Ему снова дали срок — шесть месяцев заключения. Но в этот раз благодаря своим творческим способностям он отбыл его не полностью — его направили художником в клуб им. Дзержинского (помог тюремный воспитатель, который знал его по первому сроку). Там он работал с полной отдачей, и ему предложили остаться на постоянной основе. Но Поздеев отказался. Желая окончательно порвать с воровским миром, в 1943 году он ушёл добровольцем на фронт.

Война и болезнь

В 1943 году добровольцем ушёл на фронт, служил на Дальнем Востоке. Участвовал в военных действиях (связист-проволочник в дальнобойной артиллерии) по разгрому Квантунской армии в конце 1945 года. Был награждён медалью «За победу над Японией».

После окончания военных действий Андрей Поздеев служил на Курильских островах — на острове Кунашир. Там его художественные способности были очень востребованы. По поручению начальства он рисовал «ковры» на брезенте, клеёнке — перерисовывал изображения с открыток. Поздеев позже рассказывал, что самым популярным заказом была копия с открытки, на которой были изображены брат с сестрой на необитаемом острове после кораблекрушения…

Во время службы на острове Кунашир Поздеев тяжело заболел туберкулезом лёгких. Недолгое время лечился в госпитале в городе Тапохара. Затем его комиссовали.

Врачи предложили ему: можем послать тебя на курорт, но если есть родственники «с коровой», лучше езжай домой. От санаторного лечения Поздеев отказался, он верил, что ему поможет только мама. В сопровождении медсестры его направили к месту жительства родственников. Сначала добирались до материка на огромном корабле, набитом такими же, как он, туберкулёзниками. Потом, на поезде, в Красноярск. А там, его тётка сообщила, что семья переехала в Туру (Эвенкия). Андрей Поздеев отправился туда.Поздеев Андрей

Преодолев такой длинный путь, в Туру он прибыл осенью «совершенно больным, с распадающимся лёгким». Врачи говорили: «Умрёт, как река покроется льдом…»

Помогли сухой климат и народные методы лечения. И всего за одну зиму Андрей Поздеев вылечился. В этом, безусловно, была заслуга его матери Евдокии Ивановны — она выхаживала сына всеми возможными средствами.

Даже находясь в болезненном состоянии, Андрей Поздеев не мог обойтись без творчества. В местной средней школе он брал бумагу и краски.

Известно, что в благодарность Поздеев сделал для школы копию с картины Перова «Тройка». И эта копия возможно до сих пор там висит. По крайней мере, в 1998 году ещё так было — об этом сообщил в письме Валентине Михайловне (супруге Андрея Поздеева) один из местных жителей.

Андрей Поздеев никогда не рассказывал о героизме, о боевых подвигах и других прекрасных вещах, которыми пестрили многие фильмы, книги. Он считал, что самое отвратительное в войне это то, что она раскрепощает все худшее в человеке. Возможно поэтому почти не создавал работ на военную тематику. Много лет его мучили кошмары, которые закончились когда он написал картину «Война».

Минусинск

Для поправления здоровья Андрей Поздеев получил рекомендацию жить в сухом климате. И тогда его отец вместе с семьей перебрался в Минусинск и стал служить на местной почте. Почта располагалась тогда по адресу: Улица мира, 18. На втором этаже этого дома жила семья Поздеевых.

Дом, где жила семья Поздеевых

В октябре 1947 года Андрей Геннадьевич поступил работать художником в Минусинский музей. Он оформлял выставки, экспозиции. Работа приносила неплохой доход по тем временам. Зарплата была такая же как у директора — 600 рублей. Кроме этого для заработка Поздеев работал художником в местном ремесленном училище и вёл кружок рисования во Дворце пионеров.

Именно в Минусинске Андрей Поздеев словно пытаясь наверстать упущенное время много и жадно занимался развитием своего художественного мастерства: постоянно носил с собой блокнот или этюдник. Много рисовал, писал маслом, часами работал с натуры. Местные жители шутили по этому поводу: «А этот еврейчик-то в бекешке, всё рисует!..» (из-за крупного носа многие принимали его за еврея, а «бекешкой» называли его тёплое пальто, отороченное мехом).

В 1948 году состоялась первая послевоенная выставка минусинских художников. Андрей Поздеев принял в ней участие — представил 22 работы. В Минусинском музее хранится опись этих работ, а также учётный листок участника выставки.

На выставке на работы Андрея Поздеева обратил внимание местный учитель рисования П.Ф. Костромитин. Он отметил талант молодого Поздеева и настоятельно посоветовал ему серьёзно заняться развитием себя как художника. Андрей Геннадьевич Поздеев не раз тепло вспоминал об этом внимательном и добром человеке. Во многом именно эта поддержка стала решающей в решении Андрея Поздеева учиться. Он уволился из музея и уехал поступать в художественное училище. Не поступил. А когда вернулся в Минусинск, его место в музее уже было занято. Он устроился художником-оформителем в речное училище. Вечерами Поздеев рисовал воспитанниц этого училища. Занятия рисунка с обнаженной натуры были засекречены. Тогда это не приветствовалось. Он щедро платил своим юным натурщицам — по 5 рублей. [Со слов ветерана ВОВ, бывшего директора минусинской ремонтно-обувной фабрики Георгия Алексеевича Дергунова. В те годы Дергунов служил там комендантом, и художник обращался к нему с просьбой найти натуру].

Только за год жизни в Минусинске Андрей Поздеев успел сделать более трёхсот живописных работ. Большинство из них находятся в частной коллекции Сергея Образцова.

Красноярск

Художественная школа

Спустя два года после выставки минусинских художников, в 1950 году Андрей Поздеев, нагруженный холстами отправился в Красноярск. Он был решительно настроен стать членом Союза художников и первым делом показать свои работы художникам-профессионалам.

Дмитрий Каратанов в то время считался самым авторитетным мастером, но к нему Андрей Поздеев обратиться не решился.

«Тот [Дмитрий Каратанов] всегда был такой отрешенный, весь в себе… Ходил всегда в рубахе-толстовке… Ну как я к нему сунусь?»

Первым обратил внимание на Андрея Поздеева художник Владимир Мешков. Именно он и подсказал обратиться в товарищество «Художник», куда уже в октябре 1950 года Поздеев был принят. А там Андрей Геннадьевич заручился поддержкой Андрея Прокопьевича Лекаренко. С его подачи он стал учиться в художественной школе имени В.И. Сурикова:

«Парень ты талантливый, сказал А.П. Лекаренко, но, чтобы скинуть свой «домашний импрессионизм», надо тебе поучиться…»

Суриковскую школу Поздеев посещал всего один год, получил свидетельство с отличными оценками. Но спустя год снова пришёл к Лекаренко, и тот разрешил ему ходить в разные классы. Спеша наверстать упущенное, Андрей Поздеев учился всему сразу: и с натуры рисовать, и с гипса. И так продолжалось около трёх лет.

О своём учителе Андрей Поздеев всегда вспоминал очень тепло и с улыбкой:

«Лекаренко, бывало, любил повторять, глядя на мою мазню: «Холстики бери поменьше, красочки клади потоньше!»…Но плохим я оказался учеником — всё делал наоборот!»

Кроме детской рисовальной школы Андрей Поздеев так ничего больше и не окончил. С 1952 года по 1956 годы он трижды ездил поступать в художественные училища Ленинграда и Свердловска. Но каждый раз, спустя пару месяцев бросал учёбу. Объяснял он это обострением болезней. Но его супруга Валентина Михайловна позже рассказывала, что скорее всего были другие причины: художник сильно тосковал вдали от дома, а также не мог выносить жизнь в общежитиях.

«Школьная любовь»

Одновременно с художественной школой Андрей Поздеев посещал школу рабочей молодежи, чтобы получить среднее образование. В 1952 году он поступил в 7-й класс школы рабочей молодежи №10 (она располагалась по улице Ленина, 20), где практически все ученики были бывшими фронтовиками. Там осенью 1954 года Поздеев познакомился со своей будущей супругой. Валентина Михайловна Крючкова преподавала русский и литературу в 10-ом классе, а Андрей Геннадьевич учился в 9-ом классе. Когда молодой учительнице поручили сделать стенгазету к празднику, кто-то посоветовал ей: «Сходите в 9-й класс, там есть Андрюша Поздеев, он сможет». Валентина Михайловна так и сделала.

Из воспоминаний В.М. Поздеевой: Я пошла, захожу в класс: кто Андрей Поздеев? Встаёт такой, в синем костюмчике, с большими глазами, смотрит […] Пообещал мне: «Принесу послезавтра». И не принёс. Я опять прихожу к ним в класс, спрашиваю: «Где Поздеев?» — Его нету! А когда пришла домой, там меня Андрей поджидал меня со стенгазетой, свёрнутой в трубочку.

Позже Валентина Михайловна стала преподавать в классе, где учился Андрей Геннадиевич. Обучение русскому языку давалось А.Г. Поздееву с трудом и из-за неуспеваемости молодая учительница оставила его и ещё несколько учащихся «на осень» и занималась с ними у себя на дому всё лето. В результате — Поздеев написал диктант на «четвёрку» и перешёл в десятый класс. Перед праздником 7 ноября Поздеев пришёл к Валентине Михайловне домой и подарил ей свою работу — весенний пейзаж «Крыши».

Из воспоминаний Из воспоминаний В.М. Поздеевой:                                                                               

— «Это, говорит, очень хорошая работа, её посылали на выставку…»

—«А что же вы мне такую дорогую работу дарите?»

—«А я вас, Валентина Михайловна, люблю». [Так вот и объяснился.]

— «Я к тебе, Андрей, тоже очень хорошо отношусь. Ты доучись десятый класс, а потом приходи к нам жить в дом».

И не было у нас никаких любовных свиданий, блужданий, обжиманий и прочих пароксизмов страсти…

В июле 1956 года,  Андрей Поздеев и Валентина Крючкова стали жить вместе в доме её родителей. Они просто пришли и объявили, что теперь они муж и жена.

 Из воспоминаний В.М. Поздеевой: Папа мой услышав эту новость, растерялся, а мама просияла и рассмеялась… Помню, Андрей был в тот день такой красивый, с бородой. Ему было тогда 30 лет, он выглядел молодо, глазки кроткие, я звала его «девочкой»… Это уж после он стал «тигр».

Они жили в незарегистрированном браке, так как Валентина Михайловна официально была замужем (её первый муж просто ушёл, и она долго о нём ничего не знала). Только спустя 33 года в 1989 году после официального подтверждения смерти первого мужа, пара смогла оформить брак. Андрей Поздеев в шутку называл эти 33 года совместной жизни испытательным сроком.

Работа в художественный фонде. Союз художников. Выставки

В 1956 году Андрей Поздеев начал работать художником-копиистом в Художественном фонде. И в этом же году после успешного участия в Иркутской выставке произведений сибирских художников был принят кандидатом в члены Красноярской организации Союза художников РСФСР. [Это «кандидатство» продолжалось давольно долго — до 1961 года]. В этот же период А.Г. Поздеев принял участие во Всесоюзных выставках в Москве:

    • Выставка произведений молодых художников Советского Союза к Всемирному фестивалю молодежи и студентов (1957 г.),
    • Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ» (1958 г.).

Работа копиистом для Андрея Поздеева была малоприятным занятием. Какие-то картины он писал быстро и легко, а какие-то просто не мог себя заставить. Например, он с огромным удовольствием копировал Репина. А когда художественный фонд заказал копию картины Серова «Ленин провозглашает Советскую власть», Поздеев так и не смог закончить эту работу. Видя его творческие мучения свёкр посоветовал бросить заниматься копиями.

Из воспоминаний В.М. Поздеевой: «Вот Андрюша сделал рисунок, подмалёвок, и, смотрю я, третий день уж проходит, а подмалёвок этот так и стоит, прислонённый к печке…[о работе над копией «Ленин провозглашает Советскую власть» Серова]. И тут мой папа мне так торжественно говорит, что Андрей не будет больше писать копии, а будет теперь «работать творчески».

В этот период Андрей Поздеев в своём творчестве стремился работать с натуры и работать «цветом». Писал в основном на грунтованном картоне, быстро «а-ла прима». Так легко родилось много городских пейзажей, а позже и известная серия «Калтат» . В заповеднике «Столбы» Андрей Поздеев провёл с супругой не одно лето. Им давали ключ от сторожевого поста недалеко от «Кузьмичёвской поляны» и они буквально там жили.

Из воспоминаний Валентины Поздеевой: Работал он много, с радостью, даже, можно сказать, с восторгом. Избушка за неделю бывала облеплена внутри сохнущими работами вся, даже на потолке. И снаружи по стенам.

В 1961 году Андрея Поздеева приняли в Союз художников. Он тогда лежал в больнице по поводу постгриппозного арахноидита. А три года спустя, в 1964 году состоялась первая персональная выставка.

Из воспоминаний В.М. Поздеевой: «После открытия выставки к нам домой нагрянула куча народа. Угощать особенно было нечем, я купила три бычьих сердца, потушила… Еще купили с Авророй две трехлитровые банки огурчиков и помидорчиков. А когда в квартиру ввалилась толпа, я пришла в ужас яблоку упасть негде! Все галдят, перебивают друг друга, каждый держит в одной руке рюмочку, а в другой огурчик или помидорчик… Кого только не было! Художники, архитекторы, девушки с телевидения. Тойво Ряннель танцевал с какой-то девой…»

На той выставке художник продемонстрировал более ста живописных и около десятка графических работ, созданных в период с 1957 по 1964 год. Критики особенно отметили городские пейзажи («На стоянке», «Городской этюд», «Оттепель», «Перекресток») и натюрморты («Арбузы», «Вино и фрукты», «Осенний стол»).

Из воспоминаний Евгении Кузнецовой (предприниматель, Красноярск): «Это было потрясение! В Красноярске, «во глубине сибирских руд», и вдруг Париж! Яркий, колоритный, модерновый, ни на кого не похожий и одновременно что-то напоминающий. От его работ было необычайно хорошо, почти сказочно, и хотелось творить что-то радостное, хотелось жить, и жизнь казалась прекрасной».

Андрей Поздеев сам был очень рад первой выставке, находил её важной и полезной:

«После первой персональной выставки я понял, что изобразительное искусство — это не профессия. Это жизнь, отражение моего «я». Очень быстро я осознал, что суть моего характера в самовыражении. Отсюда пришло и осознание своего пути в искусстве. Разное время разный язык…»

Первая выставка прошла относительно ровно и не имела особого резонанса. А вот на выставке, которая состоялась спустя 10 лет, в 1974 году, получила «скандальную» по тем временам славу. Разрешена она была что называется «со скрипом».

Из воспоминаний Андрея Поздеева: «Наши администраторы и искусствоведы собирались устроить мне на обсуждении выставки критический разгром! Но затея не удалась: среди приглашенных на обсуждение оказалось вдруг слишком много добрых и умных людей, любящих мои картины. Начальство потом меня же и обвинило, что якобы я это сам все подстроил…»

Сейчас говорить о скандальности той выставки даже как-то странно. Да, художник предстал на ней сформировавшимся и оригинальным. Но с точки зрения нормального человека, там не было выставлено ничего сверхэпатажного. Это были городские пейзажи, пейзажи из «Калтатской серии», антивоенная серия «Женихи и невесты», автопортреты, натюрморты, обнаженные модели, философско-декоративные панно («Четыре яблока», «Летящие», «Элегия», «Древо жизни») и восемнадцать портретов («Геннадий Данилович» (портрет отца), портреты художника Владимира Капелько, поэта Зория Яхнина и др.).

В целом в выставках Поздеев участвовал достаточно активно — краевые и зональных выставки, персональные в разных городах: Красноярск, Новосибирск, Норильск, Таллинн, Москва, Санкт-Петербург, Зеленогорск. На выставке «Советская Россия» Поздеев был представлен лишь однажды в 1983 году (тогда эта выставка проходила в Красноярске) с двумя работами — «Одуванчики» и «Кузьмичёва поляна».

Новая мастерская, признание и последняя картина

Во второй половине 1970-х Андрей Поздеев начал просить в Союзе Художников новую просторную мастерскую. Он прекратил поездки на «натуру» и отвечал: «Я это уже умею». У художника возникло острое желание работать именно в мастерской, работать с большими плоскостями. Когда в 1980 году в Красноярске построили новые мастерские, благодаря личному участию Юрия Ишханова (председателя Союза художников), Поздеев получил собственную мастерскую. Из двух предложенных, он выбрал ту, где была просторная стена. Она располагалась на седьмом этаже дома на углу улиц Ленина и Дзержинского (ул. Ленина, д. 112). Прямо под мастерской, на шестом этаже, Поздеевым была предоставлена и однокомнатная квартира. Интересно отметить, что Поздеев очень хотел выкрасить новую мастерскую в чёрный цвет. То есть всю, целиком и стены, и пол, и потолок. Валентина Поздеева рассказывала об этой затее так:

У Дюрера, одного из любимых художников Андрюши, есть знаменитый автопортрет в белых одеждах, белокурый, а стены мастерской чёрные… Вот Андрюша и решил сделать себе такую же чёрную мастерскую, мол на чёрном фоне любой цвет будет хорошо выделяться. Они с Володей Жуковским успели покрасить пол и одну стенку. Это было так страшно, так мрачно, так ужасно!Андрюша с Жуковским сразу же стали замазывать стену белой краской. И больше подобных экспериментов не предпринимали. От всей этой затеи остался только чёрный цвет пола…

Именно в новой мастерской начался новый этап в творчестве художника. Поздеев принялся создавать свои композиции, близкие к абстрактным. Эти работы были результатом осмысления литературы, которая вошла в круг чтения художника в этот период — Библия, книги по Священной истории, эзотерические сочинения. «Голгофа», «Моление о чаше», «Сотворение мира», цикл «Жизнь человека» — всё это кардинально отличается от того, что Поздеев писал ранее.

Из воспоминаний Андрея Поздеева: «…пошла полоса — заинтересовала меня жизнь Иисуса Христа. Он же в подобии человека был на земле. И в то же время пройти от рождения до смерти. По существу мне стало как-то не по себе… Я берусь вроде сделать вывод какой-то от сына божьего. Я много работал — года два над этой полосой. Было много всяких разных выходов и в конце концов собралась серия из семи холстов — я их назвал «человеческая жизнь», но по сути я шёл от жизни Иисуса. Ещё какая вещь в этих холстах есть к чему я стремлюсь — они требуют тишины, вот эти большие плоскости требуют тишины»

Именно в 1980-х Андрей Поздеев приобрёл наибольшую известность. Картины хорошо покупали, но все вырученные средства уходили на покрытие долгов.

Из воспоминаний Валентины Поздеевой: Когда в 1980-м году Андрей съехал в новую мастерскую и вывесил список своих долгов, все ахнули: 72000! Это на те деньги! Надо сказать, Андрей небывало легко относился к долгам. Он просто радовался, что есть возможность занять.

В 1990 году работы художника Поздеева были представлены на международной выставке современного искусства в Лондоне, на Крымском валу в Москве. Творчеством художника начали интересоваться искусствоведы. В 1990-х были организованы выставки: в Москве (ЦДХ — 1993 г.) и Санкт-Петербурге (Государственный Русский музей — 1996 г.), были напечатаны альбомы и опубликованы статьи в центральных художественных журналах.
Считается, что официальное признание Андрея Геннадьевича Поздеева началось именно с персональной выставки в Москве (1993 г). После неё художника был выдвинули на соискание Государственной премии. В 1998 году Андрей Поздеев был награжден Дипломом и серебряной медалью Российской Академии художеств.
Но его жизнь подошла к закату. Он писал большие натюрморты и был грустен: «Опять цветочки…». Умирать не хотел, желал двигаться в творчестве дальше. Работал почти до конца. Последняяю картину «Красная сирень» написал в июне 1998 года. А 12 июля 1998 года художник скончался в своей мастерской в Красноярске. Перед смертью просил положить ему с собой лист бумаги.

Фонд Андрея Поздеева

После смерти художника в его мастерской осталось большое творческое наследие — около 600 живописных работ и 1000 графических листов.

Вдова художника Валентина Михайловна Поздеева приняла решила, что это наследие должно сохраниться как единый фонд.

Творческий союз художников города Красноярска принял Постановление о сохранении творческой мастерской Андрея Геннадьевича Поздеева. Мастерская является фактически мемориальной (неизвестно, закреплён ли это статус юридически). В мастерской проводятся экскурсии как для отдельных посетителей, так и для групп.

В 2005 году Валентина Михайловна Поздеева и Валерия Гурьянова основали Красноярский региональный общественный фонд (КРОФ) «Фонд Андрея Поздеева». Среди попечителей фонда деятели искусств, предприниматели и друзья художника:

    • Ануфриев Сергей Евгеньевич ,
    • Кравченко Владимир Васильевич,
    • Назанский Владимир Олегович,
    • Тряскин Олег Сергеевич,
    • Кузнецова Антонина Александровна,
    • Крейндель Виталий Ефимович
    • Флах Елена Викторовна.

 «Фонд Андрея Поздеева» ведёт деятельность по сохранению и популяризации творческого наследия художника. При участии фонда организуются выставки, издаются каталоги и альбомы, снимаются документальные фильмы, участие в творческих проектах, исследование и изучение картин Андрея Поздеева. Для студентов и аспирантов художественных и искусствоведческих специальностей организуется доступ к коллекции, собранной, расположенной в историческом месте – творческой мастерской художника.

Музейные коллекции и частные собрания

Помимо «Фонда Поздеева» живопись и графика Андрея Поздеева хранится во многих музеях – в общей сложности около 500 произведений.

Перечень музеев:

  • Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова
  • Абаканская картинная галерея им. Ф.Е. Пронских
  • Красноярский краевой краеведческий музей
  • Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
  • Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова
  • Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова
  • Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»
  • Школьный музей А.Г. Поздеева
  • Новосибирский государственный художественный музей
  • Лесосибирский краеведческий музей
  • Диксонская картинная галерея
  • Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»
  • Зеленогорский музейно-выставочный центр
  • Музей истории города Черногорска
  • Новокузнецкий художественный музей
  • Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва
  • Государственный художественный музей Алтайского края
  • Кемеровский областной музей изобразительных искусств
  • Музейно-выставочный центр Забайкальского края
  • Томский областной художественный музей
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Вологодская областная картинная галерея
  • Саянская картинная галерея
  • Московский музей современного искусства
  • Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
  • Государственный Русский музей

Кроме музеев произведения Андрея Поздеева находятся в частных собраниях. Одна из самых крупных коллекций принадлежит Сергею Образцову.

Памятник Андрею Поздееву

Памятник Андрею Поздееву располагается в центральной части Красноярска, на проспекте Мира. Торжественное открытие памятника состоялось 27 сентября 2000 года, в день рождения художника. Авторы проекта: скульптор Юрий Викторович Злотя, архитекторы Михаил Леонидович Меркулов и Арэг Саркисович Демирханов. Памятник выполнен он из бронзы. Его высота — 205 см.

На первых парах памятник был встречен неоднозначно. В художественной среде Красноярска произошёл раскол по отношению к образу, в котором представлен художник. Одни его принимали, понимали и хвалили, другие — отвергали. Противники считали нелогичным изображать художника Поздеева в реалистичной манере, так как он сам в своём творчестве стремился к сложному символическому языку и уходил от реализма.

Противников памятника смущало, что конкурс был закрытым и общественность не видела и не могла оценить другие варианты.

Поздеева Валентина Михайловна говорила: «Андрюша никогда не носил зонтик от дождя. В непогоду, когда женщины у входа в троллейбус лихорадочно дёргали свои зонтики, пытаясь быстро закрыть их, Андрей боялся, что ему выколят глаза. У него был зонт, но это был огромный зонт для пленера с которым он, конечно, по улицам города не ходил».

История появления памятника художнику Андрею Поздееву была непростой. Но прошло много лет, и теперь «Человек с зонтом» стал узнаваемым символом Красноярска.

Памятник практически сразу полюбился горожанам, с ним активно фотографируются, обнимаются и по-дружески жмут руку.

Как часто бывает с памятниками, появилась и студенческая традиция: если потереть нос Андрею Поздееву, то сессия будет успешно сдана.

Зонт памятника оказался очень привлекательным для хулиганов. Его не раз умудрялись отрывать. Стоит отметить, что зонт не такой уж легкий, его вес — 80 килограммов.

Юрий Злотя о памятнике Андрею Поздееву

Почему именно зонт?

«Я имел ввиду этот зонт как какую-то сферу, как нимб. Но там и чисто технический приём — я сделал с помощью зонта теневую часть и этой теневой частью высветил портрет. Мне говорят: «А вот он с зонтиком не ходил», но в том и суть художника, скульптора, чтобы он нашёл прием, высвечивающий суть личности. Я болел этим месяц, я сделал маленький эскиз, но чтобы этот эскиз придумать надо продумать каждый элемент, каждый атрибут памятника. Я показал свой эскиз вдове, и она сказала:

«Я вас понимаю, он зонтика не носил, но я вас поняла. Это он как бы укрыт от каких-то тяжелых для него вопросов действительности. Он был человеком доступным, казалось бы, и вместе с тем недоступным, открытый и одновременно замкнутый. Этот зонтик, как панцирь черепахи».

Почему художник показан в почтенном возрасте?
Образ старца это ипостась мудреца, точно так же, как мы не можем себе представить Льва Толстого молодым атлетом, юношей. Поэтому я сделал старца,но старца улыбающегося, доброго и, я глубоко убежден, что именно так и надо художника трактовать. Этот возраст показывает масштабность фигуры.

По поводу места памятника

Я проектировал этот памятник в сквере на пересечении улиц Парижской коммуны и Мира, но городские власти посчитали, что слишком дорогая затея и слишком много людей любят Андрея Геннадьевича, чтобы отправлять его на задворки. Сказали: «Быть памятнику в центре».

Огромная картина Поздеева на стене дома

В 2019 году в центре Красноярска на стене бара Yushin Brothers на Карла Маркса, 102 прямо за памятником художника появилась огромная картина Андрея Поздеева «Декоративное панно. Тигр (автопортрет)». Основным посылом было то, что многие красноярцы воспринимают известного во всём мире художника просто как «человека с зонтиком» (памятник Поздееву на проспекте Мира выглядит именно так), не видели его работ. Молодые таланты решили продемонстрировать одну из его работ и грамотно вписать фасад здания в окружающую среду.

Красноярец Денис Юшин рассказывал, как пришла идея нарисовать огромную копию картины:

«Давненько стрельнула идея нарисовать картину великого красноярского художника Андрея Поздеева, который знаменит на весь мир, но почему-то в России малоизвестен, а в Красноярске— тем более… Даже, увидев памятник Поздееву, люди говорят, что это „человек с зонтиком“. Прохожие трут ему нос на счастье, даже не подозревая, кто это. Его живопись и натюрморты мы бы не смогли воплотить на большой стене. Чтобы воплотить такие работы, нужно быть самим Поздеевым, не иначе. От момента задумки до реализации прошло почти полтора года. Эскизы, макеты, договоренности, холодное время года, дожди. За 20 часов нарисовали картину на фасаде. Не без приключений! Поздеев гордился бы нами!»

Картины Поздеева Андрея Геннадьевича

Городские пейзажи

Природа

Птицы и охота на птиц

Натюрморты

Портреты

Цветы

Корабли, раковины

Библейские сюжеты

 

Добавить комментарий