Статья об объединении сибирских художников и первой выставке в Сибири была опубликована в журнале «Сибирские огни» №03 — май—июнь, 1927, с. 232—235. Оригинал доступен по ссылке. Сегодня этот материал представляет интерес по многим аспектам:
- факты о первой выставке (длительность, экспозиция, посещаемость и т.п. и даже суммы с продаж билетов и картин);
- реакция прессы и художественная критика картин.
Об обществах «Новая Сибирь» и АХРР (Ассоциация Художников Революционной России)
Организация работников изобразительных искусств в Сибири началась, приблизительно, год тому назад. Инициативу в этом деле взяло на себя «Сибирское Общество художников Новая Сибирь», возникшее в Новосибирске. Призыв инициативной группы, обратившейся в другие города края, нашёл на местах дружный отклик, и в настоящее время число членов общества достигло 108 чел, из коих большинство падает на Новосибирск (32), затем идут: Иркутск (19), Омск (14), Томск (12), Барнаул (10), Красноярск (7), Минусинск (5), Бийск (2), Улала (1) и, кроме того, к обществу примкнуло 12 сибиряков-студентов Академии Художеств, живущих в Ленинграде.
Большинство членов АХРР (Ассоциация Художников Революционной России), проживающих в Сибири, также влилось в общество «Новая Сибирь», за исключением трёх-четырёх человек.
Во всех вышеупомянутых городах созданы филиалы общества, вокруг которых ныне объединяется, можно сказать, всё сибирское ИЗО. Преобладающей группой в обществе являются живописцы, второе место занимают графики, имеется также несколько скульпторов и архитекторов. Социальный состав общества таков:
- 45 % крестьян,
- 25 % рабочих,
- 30 % служащих.
Большинство беспартийные, есть комсомольцы, один из комсомольцев входит, в правление иркутского филиала.
При обществе создаётся производственное бюро, в ведении которого будет
4 производственных цеха:
- литография,
- декоративная мастерская для обслуживания рабочих клубов, народных домов,
- мастерская промышленной скульптуры,
- мастерская по фотомонтажу и увеличению портретов.
Дли борьбы с халтурой признано необходимым организовать Художественный Совет (в сибцентре и на местах), работа которого должна, естественно, увязываться с политпросветами.
О выставке
Важнейшей практической работой, проделанной обществом за это время, надо признать, конечно, проведение первой сибирской передвижной выставки, на которой участвовало 75 художников.
Она открылась в Новосибирске 1 января (1927), демонстрировалась в течение 2-х недель, а потом в течение 2-х месяцев побывала в 4-х крупнейших городах Сибири: в Омске, Томске, Красноярске и Иркутске, в каждом городе по десять дней. Общая цифра посещаемости выставки превышает 30 тысяч человек: Новосибирск дал 10 тыс. посетителей, другие города — около 5-ти или свыше 5-ти тысяч каждый.
Валовой сбор по всем городам, при ничтожной плате за вход (от 10 коп), дал 3467 рублей. Продано государственным и общественным учреждениям и частным лицам 77 картин на сумму 4350 руб.
Выставка имела и значительный моральный успех, вызвано большое внимание почти всей сибирской прессы.
Краевая «Советская Сибирь писала: «Уже неделя, как открылась у нас первая сибирская выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры. Даже не специалисту ясно, что, выставка-громадный шаг вперёд. Здесь всё интересно: от вполне законченных мастеров Мизерова и Лебединского до самоучек-бурят Мердыгеева, Хангалова, Сампилона. Оказывается, настоящий сибирский художник уже родился. Безвозвратно ушло то время, когда иркутянин или красноярец выписывал на своем холсте что-нибудь в роде парижского кабачка. Сибирские мотивы занимают на выставке самое крупное место».
Ряд статей и заметок посвятила выставке омская газета «Рабочий Путь». Наиболее обстоятельная из этих статей заканчивается так:
«Мы не можем не высказать удовлетворения и радости по поводу того, что краевые госорганы морально и материально поддерживают это хорошее начинание. Художники Сибири, разбросанные по разным углам, оторванные от художественного центра и подчас вынужденные по разным обстоятельствам заниматься не своим делом, теперь будут иметь уверенность, что их творчество, их работы понимаются и оцениваются»
Преподаватели омского Художественно-промышленного техникума в беседе с сотрудником «Рабочего Пути», заявили, что выставка «значительно превышает уровень обычных провинциальных выставок» и что в упрёк устроителям можно поставить лишь недостаточно строгий выбор экспонатов, вследствие чего сюда попали и слабые вещи.
«Удалась ли выставка?» — спрашивает минусинская «Власть Труда» и пишет:
«На этот вопрос можно смело ответить, что она удалась. Громадная посещаемость подтверждает правильность подобного ответа. Даже не верилось, что наш сибирский художник, находясь материально в крайне неблагоприятных условиях, мог что-либо сделать, Но эта выставка показала, что он не только сделал, но и обещает сделать ещё больше того».
По мнению газеты, здесь нашли свое отражение и суровая красота сибирской природы, и своеобразный быт наших малых народностей, и героическая эпопея сибирской партизанщины.
Более суровый отзыв дало томское «Красное Знамя», по словам которого «характерной особенностью выставки является отсутствие на ней гвоздя. Нет ни одной картины, которая главенствовала бы, привлекала бы к себе наибольшее внимание. Две картины Тютикова «Партизаны» и «Ленпалатка» могли бы быть такими гвоздями, но, к сожалению, в них обилие технических недочётов». Газета, тем не менее, о целом ряде работ дает положительные отзывы. Заканчивается статья выражением уверенности в том, что к следующей выставке «наши художники дадут более содержательные, более достойные нашего края работы».
Много внимания уделила выставке иркутская «Власть Труда». Иркутская газета тоже указывает на отсутствие «гвоздя». Выставка не поражает какими-либо исключительными полотнами, гвоздей тут нет. «Но вслед за этим первым впечатлением — продолжает газета—по мере того, как обойдёшь все полотна, рождается и другое. Когда всмотришься и более или менее внимательно проанализируешь большинство выставленных картин и рисунков, то сразу почувствуешь: у значительной части наших художников есть уже культура, они грамотны и они не бредут впотьмах. Ибо, действительно, где и когда вот эти наши сибирские, художники успели и смогли пройти хорошую подготовку и овладеть культурою творчества?» Газета отмечает далее наличие сибирских мотивов на выставке:
«Настоящая, подлинная сибирская душа еще не вскрыта нашими художниками: есть пока только сибирский материал, с которым многие из них обращаются бережно и умело. А поиски этой «сибирской души» должны составить существенную часть исканий нарождающихся крепких сибирских мастеров»