История искусства Сибири: живопись

Материал основан на статье «Живопись» (Сибирская советская энциклопедия», 1929). Текст перепечатан с сохранением «оценочных» характеристик и лексики. Для удобства первоначальный источник разделен на смысловые части, структурирован списками, сокращения «развернуты». Иллюстрации внесены в галерею (в оригинальном издании цветные изображения по техническим причинам печатались на отдельных листах).

Периоды истории живописи в Сибири

Историю живописи в Сибири можно разделить на три периода:

  1. Эпоха первоначального накопления (до 1860-х гг.)
  2. Период, соответствующий эпохе развертывания в Сибири торгового капитала и развития промышленного капитализма (1860 — 1917).
  3. Становление «советского» периода в искусстве (1917 —1929) — конечная дата обусловлена датой публикации материала (издание 1929 года).

Первый период истории живописи в Сибири

До 1860 -х гг. спрос на живопись предъявляли две группы населения:

  1. Крестьяне (в числе которых по глухим местам было много сектантов), покупавшие иконопись и картинки на религиозные темы.
  2. Служилый люд, тянувшийся за крупным чиновничеством, и зажиточное сибирское купечество.

Первую группу удовлетворяли в массе привозные изделия из Владимирской губернии и других районов ремесленно-кустарной иконописи, а в части меньшей, но требовательной, удовлетворяли безымянные художники-сектанты, писавшие «под древнее письмо» и передававшие преемственно технику.

Вторая группа требовала светской живописи. Сюда входила официальная портретная живопись (портреты царей, государственных деятелей, различных генералов, наместников, губернаторов, родственников заказчиков и т. д.) и станковый жанр и пейзаж, которые заочно или с оригиналов повторяли собой казенную академическую живопись со всеми особенностями ложно-классической школы. Эта продукция живописи скоплялась в губернских правлениях, городских думах, «благородных» и купеческих клубах, домах губернаторов и генерал-губернаторов, а также в домах купечества. С революцией значит, часть этих накоплений рассортировалась, и то, что имело какую-нибудь художественную ценность, попало в музеи.

Кроме этой живописи казённого характера, было, конечно, в этот период и более свободное творчество. Однако работы этих художников почти не сохранилось, сведения о них крайне скудны. Известно только, что в 1790 в Иркутске умер живописец Ф.И. Харинский; что В.П. Петров (1770—1811) делает для Строганова 25 этюдов Алтая и что Петров же пишет «Акварельные виды Сибирских казенных заводов» (конец XVIII в.); что проездом в Китай, в свите посла Головкина, И.П. Александров (1780—1822) и В. Тимофеев пишут в Сибирские этюды. Около того же времени художник М.И. Мягков (1799—1852) пишет на сибирскую тему («Сцена домашней жизни сибирского дикаря») и А.Е. Мартынов (1768—1823) иллюстрирует«Живописное путешествие от Москвы до границ Китая». В начале XVIII в. И. Меркульев пишет 24 акварельных этюда сибирских видов. В 1837 имеются сведения о первом выезде сибиряка, барнаульского мещанина П. Петрова в Академии Художеств. В 1840-х гг. Немировский дал камчатские виды. Оставлена память и декабристами: Н.А. Бестужевым, В. П. Киреевым, Фалленбергом и другими, написавшими виды Читы и Забайкалья. Тобольский художник Знаменский известен акварельными рисунками из быта декабристов. В 1851 художник П.М. Кошаров, приехавший в Томск, пишет виды Томска и Алтая. В 1855 из Иркутска едет в Питербург в Академию Художеств художник М.И. Песков—впоследствии член группы передвижников (1834—1864) и автор картин: «Ермак сговаривает атаманов волжских разбойников к походу на Сибирь» и «Сибирская сцена ссыльно-поселенцев».

Второй период истории живописи в Сибири

В 1860-х гг. оформилось новое течение в живописи —«передвижники», которое резко порвало с академизмом с его мифологической и библейской тематикой и ратовало за правдивое изображение русской действительности. Это знаменовало конец аристократическо-дворянского периода русского искусства. В литературе и живописи действующей силой становится разночинец-интеллигент. Эти настроения находят себе отклик и в далекой провинции.

В Сибири в эту пору возникает среди либеральной буржуазии меценатство в отношении живописи.

В Красноярске золотопромышленник П.И. Кузнецов заводит небольшую картинную галерею, составленную большей частью из картин иностранных художников. Он же в конце 1860-х гг. посылает стидендиатом в Академию Художеств, впоследствии известного художника В. Сурикова.

В Енисейске И.П. Кытманов помогал учащимся и имел стипендиатом в Академии Художеств местного уроженца художника Коренева.

В Иркутске золотопромышленник Сукачёв создал картинную галерею, которая послужила базой для современной нам Иркутской картинной галереи. Галерея Сукачёва была значит, собранием картин преимущественно иностранных мастеров.

В Томске золотопромышленник Цибульский составил собрание ценных картин.

Расширившийся интерес и спрос на произведения живописи в Сибири обуславливает численный рост художественных сил. О художниках-сибиряках, работавших в этот период, сведения сохранились полнее.

Известно, что в Иркутске при Сибирском Отделении Российского географического общества работал художник Смирнов, писавший этюды в Нижнеудинске (1866). В то же время Аткинсон пишет этюды в Восточной Сибири (лучший этюд «Ангарские ворота»).

Политическая ссылка польских повстанцев (1863) значительно увеличила численность живописцев в Сибири. Художники Вирцинский и Глуховский работали в Енисейске (2-я половина 1960-х гг.) занимались в студии местного художника. В Томске ссыльный поляк В.В. Флек (учитель крупного галицкого художника Виткевича) пишет этюды; С.Е. Вронский работает в Забайкалье и Тунке («Дарасунские минеральные воды», «Иерусалимский утес», «Пред грозой», «Улус Хабак»); на Аргуни и позже на Алтае—академик Мейер (картина «Езда на собаках»), Ядринцеву был известен художник-сибиряк Калганов. В.И. Суриков, вырастающий в крупнейшего русского художника, живя в столицах, наезжает в Сибирь и задумывает здесь большие полотна: «Меньшиков в Березове», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири» и ряд др. Живописное выражение древних исторических русских сюжетов навеяно ему наблюдениями в Сибири; в его сибирских этюдах казаков, крестьян в старинных костюмах можно разгадать его стрельцов в «Утре стрелецкой казни» и множество персонажей в «Боярыне Морозовой». В 1870-х гг. художник Д.И. Рождественский работает в Красноярске, где им написаны декорации для Первого открытого тогда театра (впоследствии сгорел). Казин—художник-скульптор (ссыльный поляк) работал в 1870-х гг. в Тобольске. Это был сильный мастер, известный далеко за пределами Тобольска своими работами, а особенно, барельефами из глины и воска; несколько его работ имеются в собраниях Тобольского музея. Художник А.Э. Мако работает в этот период в Томске и пишет Алтайские этюды. В Иркутске работают М.А. Кроненберг и Н.В. Беклемишев. В 1880-х гг.—известный Н.Н. Каразин и многочисленная семья местных художников: М, И. Зязин и М.А. Рудченко (оба в Красноярске, после—в Иркутске); Г.А. Царегородцев и Г.Е. Некрасов в Красноярске; Н.К. Уласевич, А.В. Лушников, Барбот-де-Марни—в Троицкосавске и Кяхте; Аргунов—в Таре; Маджи—в Каинске; П.А. Ивачев—в Колывани; П.Я. Пясецкий на Китайской границе и в Китае; А. Блинов, П.В. Николин—во Владивостоке; Д.И. Аркуша и И.О. Охлопков—в Якутске.

Сибирская тема в работах «столичных» художников. В столицах появляется за эти годы ряд картинна сибирские темы: С.В. Изанова—в 1887 «Переселенца», в 1888—«Обратные переселенцы», в 1889— «На дороге»; две картины неизвестного мастера: «Ермак—покоритель Сибири» и «Торжество Ермака и его участь», Малышев пишет картину Ермак («Новь», 1887, 18). В 1891 на XIX выставке передвижников появились три картины: Волкова—«Тайга», Васнецова—«Тундра» и Савицкого—«Христова милостыня» (сибирский Обычай старожилов—оставлять на завалинке подаянье для бродяг). Именно в этот период 1880-х и 1890-х гг. уроженец Сибири (Омск) Врубель вырастал в большого мастера мирового масштаба, работая в столицах и знакомясь с иностранным искусством.

В 1890-х и 1900-х гг. потребности и вкусы интеллигентского, буржуазного и мещанского населения сибирских городов выравниваются по интересам и вкусам любого губернского города Европейской России. Количество художников в Сибири сильно возрастает. Направления и оттенки их работ размножаются, в зависимости от усложнения классово сословного состава общества, отвечая на все разновидности вкусов и настроений.

Среди сибирских художников можно уже найти представителей почти всех тех школ, направлений и оттенков, какие имеют место в Европейской России. В это время и в Томске работают: B.В. Смитрович, А.С. Капустина, М.П. Черепанона, 3.А. Рокачевскин, Н.М. Швецов, Л.П. Базанова, П.М. Тихомиров, А.П. Степанов, М.А. Рейснер, В.Ф. Оржешко, А.В. Евреинов, В.Е. Юдин, М.М. Щеглов, В.Д. Вучичевич, C.М. Прохоров, Н.П. Ткаченко, К.Н. Каль, П.П. Шарлаимов, Котов, М.М. Полясов, интересный мастер, искусствовед и коллекционер. В Иркутске в то же десятилетие: М.А. Рудченко, М.И. Зязин, Скорняков, Моисеенко, Лыткин, П.В. Шабалии, В.Г. и И.Г. Шешуновы, Власенко, Боложинский, И.Г. Козлов, Н.И. Верхотуров, В.И. Камкин. В Омске: Г.Г. Платонов, Клементьев, Златогорский, Н.К. Молочников, Н.К. Россихии, И.В. Волков; Г.И. Чорос-Гуркин—один из крупнейших сибирских художников этого и следующих десятилетий—работает на родине в Ойротии.

В Семипалатинске В.Н. Белослюдов, Н.М. Давыдов, В.Т. Винокуров. В Барнауле—Курзии, А.В. Худяшев. В Тюмени— Н.В. Кузьмин. В Красноярске — Д.И. Каратанова, М.И. Педашенко — Третьякова, Н.К. Константинов, Мельников, Сергеев. В Канске Шимбаревич. В Чите—С.О. Бирибаум. В Кяхте и Троицкосавске—Куклина, Колесников.

За это время оставили свои картины: П.П. Верещагин, Бровар (Прибаикалье), В. Казанский (Восточный Урал и Северо-Западная Сибири), Добровольский (Иркутск), Н.С. Шульпинов (Алтай), Розанов, Сахаров и другие.

Художники-военнопленные в Сибири

События мировой войны с сопровождавшими их явлениями—переброской масс военнопленных в Сибирь, появлением беженцев, а затем революция со своими потоками беженцев гражданской войны—все это усложняло состав сибирского населения, вносило пестроту в национальном, классовом и культурном отношении. В числе заезжих людей в Сибири оказалось много художников. Из числа военнопленных, приемущественно австрйских художников, оказались: в Томске—Рудольф Веккер (ученик Еггер Лиенца), Ковач, Шполярич, Ганс Франтаи Зукопе; в Красноярске — Рапше: в Чите — Винцлицкий; в Иркутске — Малиц, Райхенталь, Жотэре, Шоен, Будеиберг, Абердам.

Из русских художников, попавших в это время в Сибирь, следует назвать: Д. Бурлюка, Пальмова, М.М. Берингова, К. Зеленовского, Лямина, Машкевича, Никулина («Алтай»), Никонова (автор картины «Взятие Красноярска партизанами»), Авилова, Милашевского, А.Н. Тихомирова и др.

Если в начале своего возникновения движение «передвижников» явилось выражением революционного протеста против застывших и рутинных форм академической живописи, и первые произведения мастеров этой школы были отмечены глубоким гуманизмом и искренностью в трактовке тем, то по мере полного овладения буржуазией командными высотами экономики, управления, политики и идеологии появилось бесконечное разнообразие запросов на «красивость» и упадничество по осознанию социального значимости основной темы художественного заказа. С декадентством пришло бесчисленное множество школ, направлений, оттенков. Для пролетариата и крестьянства все это было чуждой накипью.

Третий период истории живописи в Сибири

К концу второго и началу третьего периода истории живописи в Сибири оказались представленными все течения и направления искусства только в лице сибирских последователей этих течений, но российских и европейских представителей их.

После же окончания гражданской войны в Сибири и после отлива военнопленных и всех родов беженцев, в Сибири выявился весьма значительный актив прежних и молодых художественных сил, который постепенно воспринимает новую тематику и оформление заказа революционной эпохи и советского строительства. Этот актив к 1928 находится группами по городам Сибири, состоя из представителей разных течений и школ.

В Новосибирске работают: А.В. Вощакин, Д.С. Владек, И.И. Ивакин, А. Иванов, С.Н. Липин, А.Н. Никулин, А.Н. Пакшин, Ю.М. Попова-Ветрова, Я. Сафонов, А.Д. Силич, А. И. Сухарев, Янова-Надольская, А.Н. Фокин, Долгов и многие другие.

В Томске работают: И.А. Беляев, А.Ф. Иванов (автор «Грузчиков»), Н.М. Корин, Е.Г. Мако-Тюменцева, В.М. Мизеров (этюды «Алтая»), И.Я. Назаров, В.И. Солодовников, И.И. Тютиков («Партизаны»).

В Красноярске: Д.И. Караганов («Рыбаки»), К.Ф. Вальдман («Столбы»), Лекаренко, И.И. Ляхов («Похороны новоселов»), В.Л. Петраков («Дворик в Красноярске»), В Иркутске: Н.А. Андреев («Челдон», «Тунгусы», «Таежники» и др.), А.И. Вологдин, В.И. Камкин, И.Б. Козлов, П.А. Кисельков, И.Л. Копылов (художник-педагог), А. Ларева, Б.И. Лебединский («Мельница» и др.), Н.В. Лодейщиков, А.В. Овчинников, К.И. Померанцев (выехал в Юргу), В.С. Вагин, А.К. Рудаев и ряд молодых: А.Н. Турунов (выехал в Москву), С. Виноградов, А. Емельянова, Я. Николаев.

В Омске при местном художественно-промышленном техникуме работают: В.П. Трофимов («У парома»), К.П. Трофимов, Е.А. Клодт, С.Я. Фельдман, Н.К. Сверчков, А.М. Монбланов, Уфимцев («Мясники», этюды Туркестана), Мамонтов, Шабля и другие.

В Ойротии: Г.И. Гуркин и Н.И. Чевалков.

В Минусинске: Г.Л. Лисовский и Моисеенко.

В Барнауле: А.В. Худяшев, Корев, Борисов, Гуляев. В Бийске: Д.И. Кузнецов.

В Казахстане: В. Халдеев.

В Бурят-Монгольской Республике: молодые художники: Мердыгеев.Дадуев, Сампилон, Хангалов, Аржиков, Ажигиров, Окладников.

В Чите: И.П. Сверкунов и ряд выдвигающихся новых сил.

Направления в живописи Сибири

Сделать полную и систематическую классификацию всех многочисленных сибирских художников кисти по школам, направлениям и оттенкам — чрезвычайно трудная и даже неразрешимая задача: большинство из них, развиваясь в разные периоды работы, подвергалось переменным влияниям, а наличный состав их (в виду преобладания молодежи) тоже не может считаться окончательно закрепленным в принадлежности своих склонностей и симпатий, к тому же литература о Живописи в Сибири крайне скудна, а история ее не изучалась. Поэтому лишь часть мастеров может быть группирована, примерно, следующим образом:

  • школа Шишкина (Гуркин, Лебединский, отличающийся от учителя своего не только сибирским колоритом и сибирскими темами);
  • школа Сурикова (Ляхов);
  • школа Врубеля (Ивакин);
  • реалисты-передвижники (Пакшин, Лодейщиков, Тютиков);
  • импрессионисты (Иванов, Сверкунов, Вологдин, Овчинников, Вощакин);
  • мирискусники (Мизерова, Янова-Надольская, Никулин, Николаев);
  • сезаннисты (Вальдман);
  • экспрессионисты (Уфимцев, Петраков, Андреев);
  • примитивисты (Каратанов, Чевалков, Емельянова).

Некоторые группы этих художников уделяют специальное внимание не столько станковой живописи, сколько художественному плакату, газетно-журнально-книжной иллюстрации, декоративным интересам нового театра, проблемам фресковой живописи. Следует отметить, что сибирские художники все чаще берут современные темы. Часть художников много работает в направлении новых постановок проблемы композиции и конструктивизма, а также над живописным разрешением местных, краевых, световых и цветовых особенностей, зависящих от климатических, орогидрографических и вообще ландшафтных элементов страны, как они преломляются в восприятии местных жителей. Это искание связывается у некоторых с использованием фольклористических и вообще этнографических сюжетов (это особенно относится к художникам-сибирякам и туземцам).

Общественная и выставочная деятельность

Общественная и выставочная деятельность профессиональных работников и любителей искусства в Сибири началась в довоенное время. В Томске в 1909 образовалось «Общество любителей художников» (43 учредителя). В Иркутске в 1910 «Общество иркутских художников». Во Владивостоке в 1910 «Общество поощрения изящных искусств». Первоначальные выставки устраивались одновременно с сельскохозяйственными и промышденными выставками (1860, 1868 и 1869 в Иркутске, 1863 в Чите), или в виде занимательных панорам или в виде «Выставки картин олеографических и масляных оригиналов древних и новых художеств и акварелей» (1874 в Иркутске). В Иркутске в 1876 выставка картин Якубовского, там же в 1877—выставка трёх картин Айвазовского и скульптуры Антокольского. В Томске в 1860 первое выступление со своими работами П.М. Кошарова. Там же в 1877 выставлялся А.Э. Мако.

В это же время в Санкт-Петербургском Обществе поощрения художеств выставлялась коллекция Соловьёва (сибирского золотопромышленника).

Известно, что выставки были:

В Томске: в 1900, 1909, 1915 Вучичевича (его же в Красноярске и Иркутске в 1910); в 1903 — петроградских и московских художников; в 1906 и 1910 Г.И. Гуркина; тогда же открыта была Капустиной «Выставка прикладных искусств», в 1908—выставка Никулина, произведшая большое впечатление; в 1908—1914 «Передвижные выставки»; 1909 — выставка томских художников К.Н. Коль, С.М. Прохорова; в 1918 группы томских художников (Зеленевский, Сологуб, Котов, Поляков и др.); в 1920—выставка военно-пленных художников и большая выставка томских художников.

В Иркутске: в 1910—1922 регулярные выставки «Общества иркутских художников», устраиваемые Р.С. Пророковым, К. К. Грюнбергом; в 1919—Д. Бурлюка; в 1920—выставка военнопленных художников; в 1923—выставка «Юрты»; в 1925—группы сибирских художников; ежегодно отчетные выставки «Иркутской художественной мастерской».

В Красноярске: выставка военнопленных художников в 1920; в 1922 выставляли: Никонов, Мальков, Щербаков,Троицкий и другие.

В Чите: в 1905 выставки С.Р. Бирибаума; в 1922—группы «Искусстварь» (левые во главе с Чужаком, Пальмовым, Асеевым и др.).

В Семипалатинске: в 1911—выставка Белослюдова. В Омске: в 1911—выставка Белослюдова; ежегодные отчетные выставки Омского Художественно-промышленного Техникума; в 1928 — выставка общества «Новая Сибирь».

В Барнауле—выставки происходят в 1920—1921.

В Бийске с 1920 музеем устраивались неоднократно выставки картин Г.И. Гуркина, Д.И. Кузнецова, Мако, Никулина и других.

Кроме перечисленного, объездом по разным городам Сибири демонстрировались выставки передвижные с 1908—1914 и регулярные с 1910 «Общества иркутских художников». В 1922 «Группа томских художников» выставляет в Тюмени и выезжает в Кузнецкий бассейн, под руководством художника Ивана Хазова.

В 1926 по городам Сибири выставляется Н.И. Верхотуров. В том же году в Москве была организована «Обществом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока»—«Сибирская художественная выставка». В 1927 была создана богатая экспонатами «Всесибирская передвижная выставка» Общества «Новая Сибирь», объехавшая по всем крупным городам Сибирского края.

В 1928 «Выставка-передвижка» художников Бурят-Монгольской Республики и Сверкунова, демонстрировались в Иркутске и по городам Дальневосточного края. Выставка Иркутской художественной мастерской (ежегодная) выезжала в рабочие районы: Черемхово, Маратово, Сибфарфор.

Музейная деятельность Сибири, возникшая в довоенное время, развивалась тогда отрывочно и слабо. Теперь же, после Октябрьской революции по городам Сибири организовались весьма ценные картинные галереи (Омск, Томск, Иркутск, Новосибирск Красноярск, Барнаул, Бийск, Троицкосавск, Кяхта, Хабаровск) .

Этот неполный перечень показывает, что со времени Октябрьской революции растёт близость сибирского искусства к массам, а эта близость в свою очередь вызовет из рабочекрестьянских недр новые молодые худ. силы.

Объединения художников Сибири

В профессионально-организаторском отношении работники кисти в Сибири встали на надежный путь. Они организуются по всем городам края в секции ИЗО. В Томске и Новосибирске возникают филиалы АХРР (Ассоциация художников революционной России). Наконец, энеогичной группой новосибирцев в 1926 создается Сибирская ассоциация художников—Общество художников «Новая Сибирь» с филиалами во всех крупных городах Сибирского края. Стремление к оформленному объединению особенно ярко выразилось на съезде в Новосибирске в начале 1927, когда съехались 37 делегатов с мест, и все работы съезда прошли с большим подъёмом.

И. К. и Н. С.

Картины сибирских художников опубликованные в статье «Живопись»

Добавить комментарий