Художник шёлковой кисти Григорий Аткин

Статья о творчестве художника Акткина Григория Алексеевича. Источник: Журнал «Сибирские огни», 1964, №6, с. 184 — 186. Автор: П. Каралькин. Оригинальный текст структурирован. Иллюстрации работ портретной вышивки найти не удалось. 

Художник шёлковой кисти

В Ташкентском музее прикладного искусства посетителей привлекают своеобразные и весьма выразительные портреты В. И. Ленина, композитора П. И. Чайковского, писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, учёного К. А. Тимирязева и многих других деятелей науки и культуры.

В самом деле, при обозрении этих работ нельзя оставаться к ним безразличным. Просто не верится, что они выполнены обыкновенной иглой и нитками. На некоторых портретах и панно стоит еле заметная подпись «Г. Аткнин». Кто же автор столь необычных художественных произведений? Здесь, в музее, совершенно убежденно говорят, что Григорий Аткнин — узбек, уроженец Ташкента. Неспроста газета «Ташкентская правда» в июне 1957 года информировала своих читателей: «Развивая прекрасные традиции народных мастеров Узбекистана, Григорий Аткнин продолжил пути вышивальной живописи. Краски в ней заменяет разноцветная нить, а фоном служит тончайший шелк». Мы не намерены оспаривать мнение возможно, Аткнин и «развивал традиции народных мастеров Узбекистана». Но только нам известно, что он туда прибыл вполне сложившимся мастером художественной вышивки. Признание Аткнина-хакаса узбекским мастером художественной вышивки —знаменательный факт! Ведь это и есть реальная интернациональность советского искусства, которая возникла как результат сближения и взаимообогащения больших и малых народов.

Детство художника

Художник шёлковой кисти, Григорий Алексеевич Аткнин происходит из хакасского племени — каченцев, родился он в 1906 году в степном улусе Аткнинском, Хакасской автономной области.

С детства Григорий Алексеевич видел многообразное и красочное великолепие хакасской народной вышивки. Не только видел и любовался этим, близким его сердцу, искусством, но и научился владеть иглой, а затем неожиданно для жителей родного улуса оказался лучшим вышивальщиком. Яркий, своеобразно колоритный орнамент, выполненный руками Гриши, украшал праздничную одежду. Старая бабушка не могла нарадоваться способностями внука, в то же время она всё больше и больше раскрывала внуку тайны традиционного, а возможно наследственного таланта. Из мноточисленных образцов вышивок, трафаретов-рисунков, вырезанных из бумаги и бересты, извлеченных из бабушкиного сундучка, Гриша узнал много нового и полезного.

Вышивая, он слышал похвалу и насмешки. Иные видели в этом не мужское дело. Девушки-сверстницы с хитрецой в глазах шутливо приставали к Грише «научить» их вышивать рукавицы. Чем старше становился Гриша, тем чаще стыдливо избегал показывать свои вышивки. Мать же ласково успокаивала сына. Она говорила: мужчина может не только вышивать, но и вырезывать фигуры из дерева, рисовать на бумаге, и все это одно и то же — «хоосталр» (изображение).

Однажды отец Гриши привёз из Минусинска газету с портретом В. И. Ленина. Это было вскоре после гражданской войны. О Ленине в улусе слышали от партизан, а один комиссар рассказал, что Ленин жил в Шуше, что он ещё тогда, до революции, бывал среди крестьян и хакасов… Отец перерисовал портрет на полотно, а Гриша красочно расшил его края хакасским узором. Этот портрет долго висел на стене юрты, и улусники частенько заходили посмотреть на Ленина.

В Минусинской школе Гриша увлёкался рисованием. Отец раздобыл старую конторскую книгу с розовыми линиями, превращенную Гришей в альбом для рисования. Вскоре в ней появилось множество рисунков из улусной жизни: девушки и парни в ярких национальных платьях, пастухи на верховой лошади, охотники с ружьями за плечами и табун резвых лошадей, бегущих среди курганных каменных стен…

В 1930 году в Хакасию приехал новосибирский писатель Евгений Филиппович Иванов. Он написал книгу о первом передовом колхозе «Мал-Хадари». Григорий Аткнин проиллюстрировал её своими рисунками.

Учёба и выработка техники вышивки

В Москве, куда Григория командируют на учебу, он поступает в сельскохозяйственную академию имени Тимирязева па гидромелиоративный факультет. Но по-прежнему он жадно интересуется живописью. Увлечение было замечено преподавателями академии, и Аткнин переводится в Ленинградский художественный институт (теперь Академия художеств им. Репина). Здесь он учится на скульптурном факультете, упорно овладевает изобразительным искусством; бывает в музеях и библиотеках.

В Эрмитаже и Государственном музее этнотрафии народов СССР знакомится с коврами-портретами, гобеленами с различными сценами, и всё сильнее пробуждается в нём интерес к портретной вышивке.

Аткнин, как никогда, по-настоящему оценил и ощутимо представил себе хакасскую вышивку. Ему вспомнился и портрет Ленина, неумело исполненный отцом, вспомнил и обрамление, им вышитое. Аткнин знал, что у хакасов никогда не бывали ковры и гобелены. Но, владея иглой, хорошо зная хакасскую вышивку, он твёрдо решил использовать её для изображения портретов.

На первых порах усилия Аткнина оказались, напрасными: традиционная хакасская гладевая техника вышивания, вполне пригодная для орнаментальных узоров, не была пригодна для художественной портретной вышивки.

Он много раз менял ткани на подрамнике, подбирая нужный фон, цвета вышивальной нити, но желаемых результатов добиться не мог. Наконец, после многих экспериментов, исканий Аткнин нашёл причину своих неудач. Оказывается, устоявшаяся традиционная хакасская гладевая вышивка поглощает множество ценной нити, не создавая при этом необходимой выразительности. Аткнин решительно отказался от старой техники вышивания и выработал другую, более гибкую, назвав её «рассыпчатой», «активной», «художественно-графической» и добившись лаконичности в изображении, экономичности в швах.

Аткнин путём комбинирования фона портрета накладной шёлковой аппликацией, подцвечиванием этой накладки другой цветной тканью, как живописец на полотне красками, достигает желаемого оттенка и выразительности. В результате многолетнего кропотливого труда в этой области искусства, Аткнин создал редчайшие высокохудожественные своеобразные произведения, состоящие из тончайшей шёлковой ткани и шелковых нитей.

Работы художника

Работы Г. А. Аткнина имеются в музеях и в частных собраниях; в Москве, и Ленинграде, в Ташкенте и Киеве, в Новосибирске и Алма-Ате, в Абакане и Кызиле. Многие работы Аткнина экспонируются в зарубежных музеях: Дели (портрет Неру), Джакарте (портрег Сукарно), Кабуле (портрет Дауда) и др.

Аткнин выполняет портреты в крупных размерах и портреты-миннатюры, но особенно в этой серии выделяются портреты русских и иностранных композиторов: Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Бетховена и других.

В различных музеях и учреждениях хранятся портреты русских учёных: Ломоносова, Мичурина, Тимирязева, Обручева, а в Самаркандском музее — портрет узбекского поэта, основателя узбекской литературы Хамита Алимжанова, в Киеве — портрет Тараса Шевченко.

Два года тому назад мне пришлось познакомиться с некоторыми новыми работами Аткнина: портреты легендарных руководителей сибирских партизан— Щетинкина и Кравченко, а также известного краеведа, исследователя Минусинско-Хакасского края — Мартьянова.

В 1961 году Аткниным был закончен портрет командира тувинских партизан — Кочетова. В каждом из этих работ мастерски передан характер изображаемых людей. Чувствуется, что художник сумел передать его вполне своеобразно и неповторимо. Аткнин в своей работе использует не только иконографические данные, но тщательно вникает в биографию изображаемого, ищет в ней индивидуальное и характерное.

Г. А. Аткниным создано немало крупных панно и пейзажей. К ним относятся панно Новосибирского оперного театра (находится в одном из помещений Новосибирского вокзала), панно здания Ташкентского оперного театра имени Навои — (в Дели, как дар узбекских артистов артистам Индии); им вышита центральная часть огромного узбекского ковра, посвященного 300-летию воссоединения Украины с Россией; вышивка золотой нитью большого ковра (центр) «Приезд В. И. Ленина в Петротрад», посвященного юбилею 250-летия основания Ленинграда. Для ташкентского Дома ученых художником выполнены панно под названием: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Многие работы Аткнина не учтены, хотя его художественная вышивка неповторима, её всегда можно отличить среди других подобных работ.

Традиционность и новаторство творческого метода

В настоящее время Г. А. Аткнин живёт и работает в Алма-Ате. Он достиг высокого совершенства в этой исключительно редкой в Советском Союзе области прикладного искусства не только путём усовершенствования традиционной техники хакасской гладевой и тамбурной вышивки, которая в её старом виде действительно сковывала его портретное мастерство. В этом Аткнину помогла и специальная художественная подготовка. Следовательно, для вышивки ещё недостаточно владеть иглой, знать орнаментальную вышивальную технику, надо иметь изобразительное знание, то есть надо знать анатомию человека, законы света и цвета и многое другое. В этом качественное — отличие Аткнина-художника от колхозных вышивальщиц.

Только поэтому совершенно неправомерно работы Аткнина-художника противопоставлять вышивкам колхозных вышивальщиц, как это сделал художник А. Калинин в своей статье в газете «Советская Ханасия» (№ 52, 1960 г.). А. Калинин и Н. Доможаков и др. хотят, чтобы в произведениях Аткнина сохранялась хакасская народная специфика. Ему предлагают портреты обрамлять хакасским орнаментом. От Аткнина требуют того, от чего он, в результате творческих исканий, давно отказался.

Защитники «чистой» национальной традиции суживают понятие современного прикладного искусства Хакасии. Они не хотят понять, что традиция не может быть извечной, что она в новых условиях общественного развития может изменяться и совершенствоваться. Нетрудно, например, заметить, что современная хакасская вышивка значительно хуже старых образцов. Некоторые вышивальщицы ухудшение качества своих работ объясняют отсутствием черного бархата и шелковых ниток. В этом доля правды есть. Но главная причина, конечно, кроется именно в больших переменах в жизни хакасского народа: вышитая одежда сейчас бытует только у старшего поколения.

Молодёжь национальное платье носит только по случаю праздника, в особенности свадебного обряда. Обычной одеждой теперь у них является одежда общесоюзного покроя. Вышитая, старого покроя шуба или демисезонное пальто, главным образом женское, теперь встречаются весьма редко. Вышивка теперь в Хакасии не является массовой, она чаще всего применяется для украшения декоративного костюма в театре или в клубе. Следовательно, портретная вышивка Аткнина — явление новое в развитии хакасского прикладного искусства

Добавить комментарий