Тютиков И.И.: Славный путь художника

Статья «Славный путь художника» о творчестве Тютикова Ивана Ивановича была опубликована по случаю его 70-летия. Автор: Бертик Абрам Аронович. Источник: журнал «Сибирские огни», 1964, № 1, с. 173-175.

Текст структурирован. Добавлены иллюстрации акварельных пейзажей и живописных портретов. Изображение других картин — в статье опубликованной ранее — «Художник И.И. Тютиков».

Славный путь художника Тютикова Ивана Ивановича

Известному сибирскому художнику Ивану Ивановичу Тютикову — семьдесят лет. Из них почти полвека отдано им творческой деятельности.

Юность Ивана Ивановича прошла в Елабуге Вятской губернии, где он работал иконописцем. Значительное влияние на эстетическое мировоззрение будущего художника оказала его бабушка, руководившая иконописной мастерской местного женского монастыря. Она стояла выше окружающей её ремесленной среды, следила за развитием русской живописи, коллекционировала репродукции. Её собственные работы отличались изяществом исполнения и колорита.

Обнаружив у внука незаурядные способности, она склоняет его к мысли о необходимости серьезного художественного образования. По её совету Иван Иванович едет в Москву, пытается поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но это ему не удаётся. После нескольких месяцев учебы в студии Ильи Машкова Иван Иванович Тютиков становится студентом Казанского художественного училища — одного из лучших в России того времени. Здесь, например, преподавал Н. Фешин — ученик И. Е. Репина — отличный рисовальщик и портретист.

Иван Иванович вспоминает: «Учитель был внешне болезненным и очень молчаливым человеком. Он редко вступал в теоретические рассуждения о живописи, но часто подходил к ученику, брал кисти и поправлял этюд. Фешин не терпел излишества красок на палитре. Малым количеством красок добиться желаемого эффекта был его девиз».

Годы учебы И. И. Тютикова приходились на очень сложный период в развитии русского искусства. Он слышал об абстрактной живописи Кандинского и Малевича, знал о существовании футуристических выставок, но не увлекался бесполезными исканиями, как ученик Фешина был верен реалистическим традициям русского искусства.

С 1921 года И. И. Тютиков живёт в Сибири. Здесь, в Томске, и начинается его творческая деятельность: В это время тут работали воспитанники Казанского и Пензенского училища. Тютиков, как иллюстратор газеты «Красное знамя», становится участником художественных выставок.

Героика патризанской борьбы в картинах И.И. Тютикова

Молодого художника вдохновила тема гражданской войны, героика партизанской борьбы, и в 1925 году он пишет картину «Партизны». Эта работа хороша искренностью чувств. Художнику удался образ крестьянина, охваченного яростью борьбы, отлично передано. выражение его лица. Однако в целом колорит композиции страдает чернотой, заметны срывы в рисунке. К теме гражданской войны И. И. Тютиков вернулся через восемь лет, когда увлекся историей становления советской власти на Алтае и написал полотно «Гибель отряда Петра Сухова».

Народ ждал от сибирских художников воплощения в искусстве эпоса революции. Живописцы увлеченно изучали историю партии. Многие из них ездили в те годы по местам ссылок Куйбышева, Свердлова, Ленина.

В 1934 году вместе со скульптором С. Р. Надольским Тютиков едет в Шушенское, где занимается сбором исторического материала. Ими были найдены вещи, которыми пользовался Ленин, — знаменитая конторка, стол и некоторые другие предметы. С помощью вдовы крестьянина Петрова художники состаовили экспозицию ленинской комнаты.

После этого И. И. Тютиков взялся за писание этюдов, за подготовку зарисовок — материала к будущей картине «Ленин и Крупская в Шушенском». В Новосибирске эта картина экспонировалась на второй краевой выставке в 1935 году.

В сообщении местной газеты было сказано: «Всеобщее внимание привлекают работы И. Тютикова. Общество политкаторжан приобрело этюды дома, в котором жил Ленин».

В чём же ценность этого произведения для нас, современников? Она в том, что художник сумел передать атмосферу напряженной работы, которой был занят Ленин. Картина хороша исторической достоверностью. Автор с большой любовью воссоздаёт образы молодого Ильича и Надежды Константиновны Крупской.

Приобретение этой картины Центральным музеем Ленина в Москве было признанием труда художника.

Несколько позже, в 1940 году, И. Тютиков пишет картину «Протест семнадцати», а в 1946 году появляется картина «Ленин в библиотеке Юдина в г. Красноярске».

Дом Тютиковых в селе Лекарево стоял у Московского тракта. Звон цепей, облик царских жандармов, страдание народа — всё это врезалось в память художника на всю жизнь и просилось на холст. Богатство чувств и впечатлений вылилось в картину «Сибирь кандальная», которую художник показал на V Областной выставке в 1940 году. Эта картина одно из крупных творческих достижений И. И. Тютикова.

В годы Великой Отечественной войны зрители тепло встретили такие, работы художника, как «Заседание Комитета обороны», «Кони — фронту».

Портретная живопись

Несмотря на тяготение к историко-революционному жанру, Иван Иванович много и плодотворно работает над пейзажами и портретами.

Тютиков портрет Гришина

Им написаны портреты профессоров медицины: Н. Г. Гинзбурга, А. С. Проснурякова. Больше всех удался портрет В. М. Мыш. Он скуп по цвету, подчинён теплой приглушенной гамме. Художник фиксирует всё внимание зрителя на лице, где тонкая, почти лессировочная живопись моделирует детали. Портрет был показан в Москве на республиканской выставке 1950 года.

Художник Тютиков портрет Гинзбург

Акварельные пейзажи

Своеобразие таланта И. Тютикова особенно заметно в его акварельных пейзажах, посвященных Алтаю. После Г. И. Гуркина редко кому удавалось так верно почувствовать особенность красоты Алтая. Когда смотришь акварели Тютикова невольно вспоминаются стихи Ильи Мухачева:

Вершины гор, где никогда не тая,

лежат снега, то хмуры. то светлы,

куда, боясь пурги, не залетают

ни соколы, ни горные орлы…

Художник Тютиков Геологи

В акварелях И. И. Тютикова нет умиления перед красотами горных лугов и горными озерами, его больше привлекает вид свирепой Катуни, заснеженные вершины Белухи, скалистые утесы.

Поэтический лад присущ небольшой акварели И. Тютикова «Катунь», где художник даёт нам возможность почувствовать атмосферу Алтая, глядя на неё, хочется говорить словами поэта:

…и Катунь вся в пене

мечется, грохочет.

Бурлящая вода Катуни — совершенство акварельной живописи. Сущее волшебство — это переливы цветных пятен, положенных на мокрую бумагу и как бы из ничего создающих впечатление живой материи.

Художник Тютиков Акварель Алтайский пейзаж

Алтайские пейзажи «Катунь», «Ледники у Белухи», «Горное озеро» обладают большим диапазоном, звучание тона, от нежнейшего пиано до мажорных аккордов, это зрелое мастерство традиционного акварелиста.

Художник Тютиков Горное озеро пейзаж Художник Тютиков пейзаж

В 1947 году пейзажем «Старый Новосибирск» И. И. Тютиков принимал участие на Всесоюзной выставке в Москве.

На протяжении долгих лет творческой жизни заметно тяготение художника к тематической картине. Это очень важная и характерная черта творческой личности художника, убеждённого, что искусство должно быть глубоко идейным по своему содержанию и понятным по форме самому широкому кругу зрителей.

Почти полувековая творческая деятельность И. И. Тютикова говорит о его незаурядном даровании, о его неутомимости в труде. Даже сейчас, на склоне лет, он ежедневно пишет этюды. На даче в Издревой можно часто встретить худощавого невысокого человека, пишущего на пленере, или видеть его на веранде за работой над очередным букетом георгин или гладиолусов.

Художник И. Тютиков не стоит в стороне от общественных запросов жизни. Ему всегда было свойственно стремление идти в ногу со временем. Совсем недавно он принимал участие на выставке портрета передовиков промышленности и сельского хозяйства. Портрет бригадира Калько, написанный им,— свидетельство неувядающего дарования.

Добавить комментарий