«Путь художника»: статья о творчестве Титкова Ивана Васильевича (1956 г.)

Статья «Путь художника» посвящена творчеству Титкова Ивана Васильевича. Опубликована в журнале «Сибирские огни»,1956, № 1, с. 140-143. Автор: А. Коптелов.

Материал был подготовлен к 50-летию художника. Приведены биографические сведения, описание некоторых картин и особенно фронтовых рисунков.

Прим. Оригинальный текст статьи структурирован. Добавлены иллюстрации.

Текст статьи «Путь художника»

Три десятилетия назад на живописных полотнах появилось имя Ивана Титкова. С тех пор зритель встречался с ним на всех художественных выставках в Новосибирске и полюбил его за исключительное трудолюбие, за богатую палитру, за светлый жизнерадостный талант.

Каждый подлинный художник тесно связан с жизнью своего народа, глубоко понимает его душу, дела, мечты и заботы. Всё прекрасное, что видит художник под небом родного края, находит отзвук в его душе. Иногда яркие впечатления детских лет благотворно сказываются на всём творческом пути художника.

Иван Титков родился в 1905 году. Детство и юность провёл в маленьком городке Камень, возле которого катила свои волны могучая и величественная Обь. По другую сторону городка расстилалась беспредельная степь с пыльными дорогами, с редкими деревнями и посёлками, с золотыми полосами хлебов. По степи лентами пролегли сосновые боры с небольшими светлыми озёрами. Молодой паренёк на всю жизнь полюбил и обские просторы, и степь, и задумчивые леса, и камышовые заросли озёр с их птичьим гомоном, с вечерними рыбацкими кострами. Дар художника рано пробудился в нём, и он пробовал рисовать углём, взятым из костра.

Двенадцати лет он поступил в ученики к художнику К. М. Чукалову, позднее три года учился у Ю. К. Куртукова, а потом — в Омском художественном техникуме и на курсах по повышению квалификации при Академии художеств.

По возвращении в родной край И. В. Титков пишет пейзажи — тут и Обь, и колхозные поля. Он — не сторонний наблюдатель, а активный участник общественной жизни.

Иван Васильевич на целине Хакасия

В «год великого перелома» его направляют в село Волчанку для работы по коллективизации. Он проводит беседы, выпускает стенные газеты, делает рисунки, пишет этюды. Сельская тематика становится основной в его творчестве.

Новосибирск

В середине тридцатых годов, переехав в Новосибирск, И. В. Титков показал на выставке пейзажи «В горах Алтая», «Озеро Каракол», «Урман», «В посёлке Казанка», «Колхозные земли», «На островах Оби». Написанные в традициях богатейшей русской пейзажной живописи, эти работы оставляли глубокое впечатление. В них было настроение. Чувствовалось: всё это — наше, родное, советское, замечательные уголки Отчизны.

Тиков Иван Васильевич Каракол озеро

На следующей выставке появилась станковая графика Ивана Титкова и порадовала зрителей точностью рисунка, пластичностью удивительного тонкого штриха. Особенно запомнился портрет старой колхозницы. Перед зрителем как бы открывалась душа доброй женщины, честной труженицы, заботливой матери, воспитавшей многих детей.

Эти графические листы расширяли диапазон художника, открывали перед ним перспективы дальнейшего творческого роста, и в последующие годы его талант проявился с особой силой в графике.

Горный Алтай в творчестве художника Титкова Ивана Васильевича

Тридцать лет Иван Васильевич Титков внимательно и любовно изучает Горный Алтай, жизнь и быт алтайцев. Во время каждой поездки в этот край он пишет десятки этюдов, делает сотни зарисовок. Тут и горные хребты, и портреты алтайцев, и жилища их, и домашняя утварь, украшенная орнаментом.

Во время этих путешествий И. В. Титков познакомился с чудесным эпосом алтайцев и полюбил его. Мечтой художника стала книга героического эпоса, в которой образы богатырей были бы переданы не только с помощью слова, но и воплощены в рисунках. Начало этой работы было положено в 1941 году, когда Титков иллюстрировал первый том алтайского героического эпоса, записанного от народного сказителя Н. Улагашева.

В образах богатырей ему удалось передать героические черты лучших представителей народа, стоящих на защите своей родной земли. Образы богатырей, которые любили мирный труд, охоту, рыбную ловлю, были близки и понятны художнику. Это способствовало его удаче.

Творчество художника и Великая Отечественная война

В то лето художник начал новую живописную работу — обской пейзаж. Полдень, луга, высокое голубое небо… Но мир содрогнулся от тяжёлого известия — гитлеровские фашисты напали на нашу Родину. Началась война. Художник отставил недописанный пейзаж, сложил в полевую сумку карандаши, акварельные краски и кисти. Через три дня он уже был в вагоне. Эшелон шёл на запад. О дороге на фронт писал заместитель политрука Андрей Варакин в очерке «Воин-художник»:

«Днём на одной из остановок Иван Титков объявил: — Товарищи бойцы и командиры, давайте заметки в «боевой листок». Военкоров нашлось много. Через час все читали первый номер «боевого листка», редактором которого был кандидат в члены партии красноармеец Титков. Он с горячей любовью взялся за эту работу».

На фронте Иван Титков стал редактором рукописного литературно-художественного журнала «За Родину». Статьи, очерки, рассказы и стихи сопровождались многочисленными зарисовками.

Всего за годы войны было выпущено 32 номера журнала, в которых была отражена боевая история воинской части, где служил художник. Всё это Иван Титков делал в короткие часы фронтового досуга. Он был разведчиком, и тут ему помогали навыки охотника, знакомство с природой и талант художника. Тот же Андрей Варакин в 1942 году писал:

«За период зимних боевых действий Иван Титков разведал 82 блиндажа, 8 дзотов, 24 пулемётных гнезда и 11 миномётных батарей, которые потом разгромила наша артиллерия… После взятия нашими войсками ряда узлов обороны противника подтвердилось, что схемы и панорамы расположения блиндажей, дзотов и огневых точек врага, нанесённые Титковым, соответствовали действительности».

Иван Титков был участником обороны Москвы и освобождения многих городов. Это были годы тяжёлого фронтового труда. За боевые заслуги И. В. Титков награждён двумя орденами Красной Звезды и четырьмя медалями.

Тиков Иван Васильевич фронтовой рисунок на поле боя Тиков Иван Васильевич фронтовой рисунок Артиллеристы сибиряки

Все свободные минуты художник проводил за полевым альбомом. Он сделал около трёх тысяч рисунков и акварелей.

В 1942 году вышла книга «Сибиряки-гвардейцы». В ней впервые появились рисунки фронтовика И. Титкова. Тут был один из первых его рисунков: осенний вечер, солдаты и машины на окраине Москвы — это сибиряки прибыли на защиту столицы. Были рисунки огневых позиций, боевых действий на Волоколамском направлении и под Ельней. Вот пехота, поддержанная артиллерией, отбивает атаку… Художник уделял внимание и фронтовому быту. На одном из рисунков — землянка, бойцы отдыхают и греются возле печурки.

В 1943 году в Москве, а затем и в Новосибирске была устроена выставка фронтового рисунка И. В. Титкова. Была его батальная графика и на выставке «Сибирь — фронту», а также на послевоенной межобластной выставке. По-настоящему развернулся талант художника, мастера графики. Его рисунки и графические листы передают события и дух эпохи. С белых листов ватмана смотрят на нас советские воины, вынесшие на своих плечах всю тяжесть войны.

Сколько силы и мужества в их фигурах! Какое высокое благородство в сознании своей правоты и священного долга в их лицах!

А вот седые от изморози краснозвездные танки, мчащиеся вперёд со скоростью урагана. Вот огневой залп прославленных гвардейских миномётов. Надолго запомнился мастерски выполненный графический лист «В боях за взятие Кенигсберга». Дымятся бастионы, считавшиеся неприступными. Советские воины устремились в центр города.

Отечественная война потребовала напряжения всех наших сил. Именно в это время Иван Титков творчески вырос, окрепло его мастерство в области графики.

Его рисунки глубоко человечны. Он отображает подвиг советских воинов не только как освобождение своей родной земли, но и как возвращение человеческого достоинства всем тем, у кого оно было отнято Гитлером.

Художник запечатлел бедствия, причинённые вражеским нашествием, развалины городов, пепелища сёл и деревень, детей, лишённых крова и ставших сиротами.

Глубокие мысли пробуждают эти рисунки. Наш народ многое пережил. И хотя уже залечены раны войны, советские люди помнят о семьях, потерявших своих близких, и о неслыханных разрушениях. Нам дорог и свой кров и кров соседей. Мы ценим всё, что в течение веков создано на земле трудовым народом, и мы отстаиваем мир для всех. Наряду с героизмом, проявленным нашим народом в годы Отечественной войны, И. Титков подчёркивает миролюбие советских людей.

Послевоенное творчество Титкова Ивана Васильевича

Десять лет назад старшина Титков снял солдатскую шинель. Вернувшись домой, он поставил на мольберт недописанный обской пейзаж и принялся за работу…

У Ивана Титкова нет жанровых картин. Он лирик по складу своей творческой души. Но его, как мы это видели в годы войны, глубоко волнуют и героические события.

После войны он обратил свой взгляд к героике далёкого прошлого и, обладая большим трудолюбием, за короткий срок создал замечательную серию графических рисунков, посвящённых алтайскому героическому эпосу.

Это — глубокое проникновение в жизнь алтайского народа, в его историю. Мы увидели и почувствовали, как жил, о чём в далёкие времена мечтал и к чему стремился этот народ. Лучшие листы из Алтайского эпоса были показаны на Всесоюзных выставках и приобретены для музеев.

Жаль, что художнику, тяготеющему к эпической графике, пока что не удалось отобразить трудового героизма людей нашей колхозной деревни. Последние годы он работал главным образом над пейзажной живописью. Для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки он создал несколько панно, для нового здания Московского университета на Ленинских горах написал восемь картин. На его полотнах запечатлена богатейшая природа Сибири — река Обь, Барабинская степь, Западные Саяны.

Иван Васильевич Енисей

Ивану Титкову исполнилось пятьдесят лет. Это пора творческой зрелости. Он по-прежнему много путешествует, пишет этюды и тем самым обогащает свою палитру. Живописные работы знакомят зрителя с замечательными уголками обширной Сибири. Вот ранняя весна в Барабе, маленький берёзовый колок, слегка окутанный лёгким туманом пробуждающейся листвы. Возле колка мощный трактор поднимает жирные пласты целинной земли. Вот смотрятся угрюмые скалы в тихое Каракольское озеро. Вот ворочает свои громадные волны малахитовый Байкал. Вот натужно шумит серенькое «море» Чаны с его низкими илистыми берегами. Вот мягкие Саянские сопки, принакрывшиеся богатой дохой хвойных лесов. А вот снежный хребет Алтая, спрятавший свои недоступные вершины в густые серые тучи. В долине собирается гроза. Всё здесь сурово, и хмурые волосатые яки как бы сливаются с камнями… Это одна из лучших картин И. Титкова последнего времени.

В ней есть настроение, чего не хватает некоторым другим излишне приглаженным пейзажам.

Останавливает внимание картина «Семинский перевал». Солнечный денёк, чистый горный воздух, свежая зелень. В центре — два кедра-великана. Они поднялись сюда, на границу леса, как богатыри на заставу, и им не страшны никакие бури. Смотришь на картину, и кажется, что через несколько минут сюда придут смелые, выносливые и упорные в своих поисках люди — геологи, которых до этого мы видели у походных палаток, вблизи кедров. Высокогорный кедр — любимое дерево Ивана Титкова.

Этот великан сибирской тайги знаком нам по многим его рисункам и картинам. Порой художник повторяется, спешит. А ведь известно, что увлечение количеством полотен, обычно, отрицательно сказывается на мастерстве. Художнику, вступающему в четвёртое десятилетие творческой деятельности, следует предъявить к себе более повышенные требования.

Но весьма положительно то, что Иван Титков не замыкается в узкий круг впечатлений от какого-либо одного уголка Сибири. Наоборот, он с неустанной энергией расширяет своё знакомство с богатейшей и своеобразной природой горных, таёжных и степных районов. Ему есть чем поделиться со своими зрителями. Он, подобно геологу, всегда в пути, в поисках всё новых и новых богатств природы родного края, его ярких красок, достойных кисти зрелого художника.

Добавить комментарий