Заметки о сибирской художественной выставке (1947 г.)

Заметки о сибирской художественной выставке были опубликованы в журнале «Сибирские огни», 1947, №3, с. 99-103. Автор: В. Королев. В материале содержится информация о Сибирской межобластной выставке живописи, графики и скульптуры, открывшейся в Новосибирске 14 мая 1947 года.

Текст структурирован, добавлены изображения, приведённые в статье, а также те, что удалось найти в открытых источниках.

О сибирской межобластной выставке 1947 года

Изобразительное искусство также, как и литература, театр и кино, является могучим средством идеологического влияния на массы и воспитания коммунистического сознания трудящихся.

Центральный комитет нашей партии в своих решениях по идеологической работе требует, чтобы работники идеологического фронта — литературы, искусства, печати, радио, кино и т.д. — не отставали от жизни, чтобы их произведения были высоко-идейными. Работники искусства должны руководствоваться в своей деятельности тем, что составляет жизненную основу советского строя — его политикой. У советского искусства нет и не может быть иных интересов, кроме интересов, народа: интересов государства. Задача советского искусства состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитывать молодёжь, ответить на её запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в своё дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия.

Всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» вредит интересам советского народа и государства и не должна иметь места в произведениях писателей и художников. Важнейшей задачей всех работников советского искусства является внедрение советской идеологии в массы трудящихся.

В свете этой задачи мы и должны рассматривать творческую деятельность наших художников в целом и творчество каждого советского художника. Сибирская межобластная выставка живописи, графики и скульптуры, открывшаяся в. Новосибирске 14 мая, является одновременно и творческим отчётом художников о своей деятельности в послевоенное время и ответом работников искусств на вопрос о том, как ‚они восприняли исторические решения партии по идеологической работе, как они реализуют поставленные партией и народом новые задачи перед советским искусством.

Выставка, прежде всего, замечательна своими масштабами: на ней экспонировано 760 произведений 136 художников Тюмени, Омска, Новосибирска, Томска, Кемерова, Красноярска, Алтая, Иркутска.

Если принять во внимание, что на последней Всесоюзной выставке 1946 г. было экспонировано 1500 произведений, то ясны становятся и масштабы Всесибирской выставки, свидетельствующие о большом творческом размахе работы художников Сибири и месте их в развитии изобразительного искусства нашей страны.

На выставке широко представлены живопись, скульптура, графика и произведения, так называемого прикладного искусства (художественная выставка, декоративные изделия).

Разнообразны тематика и жанры произведений — батальная живопись, тематические полотна, посвящённые труду, быту, культуре, истории, пейзажи, портреты, натюрморты. Содержание произведений, представленных на Сибирской межобластной выставке, свидетельствует о значительном развитии советской социалистической культуры.

Выставка по времени совпадающая с годовщиной исторических решений Центрального Комитета по идеологической работе , красноречиво показывает, что большинство художников Сибири стремится творчески притворить в своей работе указания партии, великие задачи, ставшие перед советским искусством.

Мы можем с удовлетворением отметить, что художники Сибири прожили этот год недаром. Они многое сделали для повышения идейного уровня своего творчества, пришли на выставку с большими достижениями, создав ряд произведений высокой жизненной правды, глубоких идей, большой художественной ценности.

Скульптура Лаврова Г.Д.

Прежде всего заслуживает большого внимания и высокой оценки работы скульптора Г. Д. Лаврова (Красноярск). Его произведения — статуя товарища Сталина (гипс) и бюст сибирского художника Каратанова — заслужено удостоены жюри первой премии.

Бюст сталина скульптор Лавров Красноярск 1947

Статуя товарища Сталина представляет монументальное произведение, в котором автору удалось раскрыть образ вождя мудрого и великого и, вместе с тем человечески близкого, дорогого советским людям. Автор с большой любовью и высоким мастерством разрешил задачу большой сложности и идейной глубины, создав это произведение.

Тема Великой Отечественной войны в произведениях, представленных на выставке

Из полотен, посвященных темам Великой Отечественной войны, обращают на себя внимание большие полотна (масло) омского художника К. Н. Щёкотова «Зоя Космодемьянская» и новосибирского художника В. В. Титкова «2 февраля 1943 года в Сталинграде».

Художник КН. Щёкотов запечатлел на своем полотне образ народной героини-партизанки Зои, идущей на казнь. Значительную, волнующую тему художник разрешил с высоким мастерством и чувством в большом композиционном развороте.

Картина Зоя Космодемьянская перед казнью художник Щёкотов Омск 1947

На фоне хорошо написанного русского пейзажа показана толпа советских людей, силой пригнанных на казнь, и на переднем плане, отделённая от толпы некоторым расстоянием, —Зоя. Возле неё — фашистские палачи. На картине нет виселицы. Но автор. удачным приемом, выделив Зою на передний план и отделив её от толпы, подчеркнул её обречённость: ощутимо воспринимаешь, что человек идёт на смерть. Но как идёт обреченная?! Гордо поднятая голова, взгляд. полный ненависти, устремлённый на врагов, и вместе с тем выражающий чувство высокого достоинства, подчёркивающий духовное превосходство жертвы над палачами, глубоко раскрывает образ народной героини — её кристально чистую совесть, благородную душу, преданность высоким идеалам и несгибаемую волю.

Хорошо написаны от дельные персонажи толпы, ярко выражены чувства советских людей. Когда смотришь на это произведение, чувствуешь, что обречённая на смерть Зоя не может умереть, она бессмертна. И, наоборот, палачей Зои, этих кровожадных разбойников ожидает смерть и забвение. Картина не лишена некоторых недостатков, которые автору следует устранить, как например, некоторая сухость изображения, не везде точная линия и не всегда выразителен мазок, — но в целом картина представляет несомненно значительное художественное произведение.

Приковывает внимание зрителя картина новосибирского художника В. В. Титкова «2 февраля 1943 года в Сталинграде».

Титков Василий Васильевич 2 февраяля 1943 в Сталинграде

На большом полотне запечатлено волнующее событие — встреча двух фронтов в Сталинграде. Художнику, который сам был участником этих событий, удалось отразить радость победы, всесокрушимую мощь Советской Армии.

Титков Василий Васильевич набросок к картине 2 февраля 1943 в Сталинграде

Отдельные персонажи представленные на переднем плане, написаны с большим чувством и любовью. Художник ощутимо раскрывает тяжёлый и почётный труд воинов Советской Армии. В ней убедительно показано, что победа в Сталинграде — это есть результат воинского мастерства солдат и офицеров и мудрой стратегии великого полководца товарища Сталина. Сталинград — это не эпизод, а крушение всей стратегии и тактики хвалёной немецко-фашистской армии и начало полного разгрома немецко-фашистских войск.

Однако, картина в целом всё же недоделана, в ней нет ещё композиционной целостности, не во всём главное выделено из несущественного, чувствуется некоторая спешка и незаконченность в живописи.

Художник Т. П. Козлов (Омск) в своей картине «У карты Великой отечественной войны» ярко выразил чувства советских людей, с глубоким вниманием и волнением рассматривающих флажки, отмечающие победоносное продвижение Советской Армии.

Козлов Тимофей Павлович картина У карты Родины

Каждый, находящийся у карты, живёт своими чувствами, по-своему реагирует на события, но все вместе они — единый советский народ, который верит в близкую победу и гордится своей родной армией.

Запоминаются полотна И. В. Титкова (Новосибирск), отображающие отдельные события Великой Отечественной войны и особенно картины «В боях за взятие Кёнигсберга» и «Танковый прорыв». Неудержимый порыв, неодолимое движение вперёд, сокрушительная мощь огня и «бога войны» — советской артиллерии, мощная авиация, поддерживающая танки в бою, герои-солдаты — всё это составляет единое целое. Это победный марш Советской Армии, который, веришь, завершится разгромом логова фашистского зверя — взятием Берлина.

Титков Иван Взятие Кенигсберга

Пейзажи

Картина омского художника А. Н. Либерова «Барабинская степь» относится к другому жанру, но она во многом перекликается с произведениями батальной живописи.

Либеров Алексей Николаевич картина Барабинская степь 1947Необъятные просторы Барабы, написанные уверенной, смелой кистью, в очень своеобразной гамме цветов, создают образ нашей Родины в целом, прославляют её обаятельную красоту. Художник в пейзаже конкретно сибирскую по колориту тему сумел поднять до высокого патриотического обобщения. Вполне заслужено картина Либерова удостоена жюри премии второй степени.

Художник Либеров Барабинская степь фото

Художник Бачинин (Омск) в картине «Ночь на реке Омке», старейший живописец Сибири, современник великого Сурикова — Д. И. Каратанов (Красноярск) в пейзаже «Таёжная глушь», И. И. Тютиков (Новосибирск) в ярком живописном полотне «На реке Бердь» — каждый по-своему отразили могучую красоту природы Сибири, её богатство и мощь.

Портреты

Среди портретов обращают на себя внимание портрет инженера Дуничева работы Л. Н. Огибенина (Новосибирск), серия портретов знатных рабочих Кузбасса художника Н. Д. Фомичева (Новосибирск), и два портрета работы молодого одарённого художника-самоучки из Кемерова — Кирчанова.

В портрете инженера-конструктора Дуничева Л. Огибенину удалось передать живой и обаятельный облик советского интеллигента, умный сосредоточенный взгляд которого говорит о большой целеустремлённости, энергии этого человека, словно вглядывающегося в будущее своей страны.

Из работ художника Фомичева особенно привлекает портрет кузбасской забойщицы комсомолки Оли Колесниковой.

Фомичев Николай Дмитриевич рисунок Оля Колесникова

В простом карандашном рисунке, в скупой, но выразительной манере изображения, художнику удалось раскрыть благородные черты нового советского человека. Живой образ жизнерадостной, полной сил и энергии молодой советской труженицы, передового человека производства встаёт перед нами в портрете Колесниковой. В каждом жесте, в постановке головы, в уверенном взгляде чувствуется, что это не только знатный забойщик, но кипучий организатор, запевала новых форм труда, способный увлекать и вести за собой широкие массы рабочих. Это та молодая поросль, которую взрастила и воспитала наша партии Ленина-Сталина, молодёжь, которой гордится наша страна.

Художиик А. Н. Кирчанов показал на выставке «Портрет сталевара» и «Портрет старейшего коксохимика». Автору удалось проникновенно, глубоко психологически передать образы людей нашего времени, умных, знающих своё делю, мастеров производства. Уверенным, оригинальным почерком, в котором нет ни одного лишнего штриха, художник вскрыл внутренний облик этих людей, обогащенных опытом жизни, строящих её. Это типичные и вместе с тем яркие образы представителей нашего рабочего класса.

Героика ВОВ и созидательный труд восстановления

На выставке немало и других запоминающихся картин, ярко изображающих героику Отечественной войны, показан созидательный труд советских людей, восстанавливающих, народное хозяйство, разрушенное немецко-фашистскими захватчиками, например картины Н. П. Хомкова — «В родном колхозе» и И. В. Котовщикова — «Тюменская судоверфь».

Котовщиков Иван Павлович картина Тюменская судоверфь

Художник Хомков поднял в своем произведении «В родном колхозе» большую тему — возрождение освобождённой земли, роль женщины в восстановлении хозяйства. Автор лаконично, но сильными живописными средствами показал опустошение, горе и ужас, принесённые войной. Своеобразна композиция картины: на переднем плане конь, впряжённый, женщина, держащая вод уздцы коня, и вторая женщина, хлопочущая по хозяйству; на заднем плане — землянки, подбитые танки, груды железа и израненная, изрытая воронками земля, — всё это создает глубокое впечатление тяжёлого труда, который предстоит затратить советским людям, чтобы возродить свою землю. А фигуры женщин, выражение их лиц, жесты — свидетельствуют о несгибаемой воле советских людей, их готовности преодолеть любые трудности.

Пейзаж сибирский

На выставке богато и разнообразно представлен пейзаж, главным образом сибирский. Среди пейзажных полотен выделяется «Ночь на колхозной паши» Ликмана, написанная в мягком лирическом тоне, «На Оби» Мирошниченко, «Столбы» Руйга (Красноярск) и другие.

Портреты

Большое место на выставке занимает портрет. Один из старейших живописцев Сибири, художник. Н. Ф. Смолин, выставил серию мастерски исполненных портретов деятелей культуры, науки и искусства.

Художник В. Р. Волков (Омск) дал прекрасно исполненный портрет председателя колхоза-миллионера «Горный орёл».

Художник Кондрашев А. И. Представлен на выставке портретом председателя колхоза «Гигант» Новосибирской области, депутата Верховного Совета СССР Шадрина.

Скульптура

В скульптуре, кроме отмеченных работ Лаврова, обращает внимание эскиз скульптора В. Ф. Штейн (Новосибирск) «Чабан».

Графика

И наконец, графика, широко представленная мастерскими работами иркутского художника Лебединского, молодого красноярца Р. К. Руйга, новосибирских художников И. В.  Титкова и В. В. Титкова.

Нельзя не отметить отличны работы В. Титкова — «Бой за Мамаев курган», «За смерть товарища», «Через Сиваш», «На Крымскую землю», «Десант морской пехоты» и И. Титкова — «За взятие Кёнигсберга», «Блиндаж», «Разгром немцев в районе Великих Лук», его же серию норвежских рисунков.

Картины Шереметинской

Заслуживают быть отмеченными картины Шереметинской (Новосибирск): «Материнство», в которой мягко, прочувствованно решена тема материнства в нашей стране, «Жена фронтовика» и «В суровые годы», показывающие образ советской женщины, стойко переносящей тяготы Великой Отечественной войны.

Шереметинская Ольга художник Новосибирск картина Материнство

Шереметинская Ольга художник картина В суровые годы 1947

Идейные и художественные недостатки выставки

Актуальность тематики, глубина и широта содержания произведений, собранных на выставке — всё это свидетельствует о том, что художники Сибири правильно понимают требования, которые предъявляют им партия и советский народ, говорит о правильном творческом пути преобладающей массы сибирских художников и несомненном их творческом росте.

Надо, однако, сказать, что еще не все наши художники в одинаковой мере глубоко восприняли и поняли решения Центрального Комитета и претворяют их в своей практической творческой работе. Выставка не лишена крупных идейных и художественных недостатков.

Наряду с произведениями высокоидейными и художественными, на выставке имеются безыдейные, бессодержательные, пустенькие картинки, слабые по замыслу и исполнению, а также произведения, в которых сказываются чуждые советскому изобразительному искусству влияния, или внутренние колебания авторов. Безыдейность, оторванность от жизни, от действительности, даёт себя знать в немалом количестве представленных на выставке пейзажей, которые при внешней красивости лишены внутреннего содержания, не выражают ничего, кроме созерцательного, пустого любования природой.

Не нашло отражения в творчестве сибирских художников новое строительство, развёртывающееся в широких масштабах в четвёртой пятилетке, почти не показаны промышленные центры Сибири с их новыми мощными предприятиями.

Единственной попыткой показать труд шахтёров является картина художника В. П. Томиловского (Иркутск) «Угольный причал» чрезвычайно слабая в художественном отношении. Ограниченная по замыслу и композиции, написанная в мрачном колорите картина свидетельствует о том, что автор далёк от понимания требований современности и в своём произведении по существу извращают действительность. Не нашли ещё достаточного освещения в живописи темы восстановления и развития социалистического сельского хозяйства, колхозного строительства, борьбы за хлеб, укрепления колхозного строя, слабо показаны люди социалистической деревни. Посвящённые этой теме картины К. П. Белого (Омск) «Хлеб фронту», К. П. Тимофеевой (Новосибирск) «Доярки» — слабы в художественном отношении, безыдейны.

Картина И. В. Титкова «На колхозном току» представляет собой далеко не законченное произведение.

Часть наших художников до сих пор не отрешилась от формалистических увлечений. Ярким свидетельством этого явления картины иркутского художника А. П. Жебинова, страдающие надуманностью и условностью образов, неестественностью красок и приёмов. Формалистически выполнена серия пейзажей художником Кузнецовым.

Нельзя без тревоги не отметить внутренних колебаний двух талантливых художников Сибири Л. Н. Огибенина и Б. И. Лебединского. Можно прямо сказать, что на выставке представлено два Огибениных и два Лебединских.

Наряду с отлично выполненным портретом инженера Дуничева, Огибенин выставил портрет «Студента Академии», представляющий собой попытку дать некий собирательный образ молодого человека нашего времени. К этой задаче художник подошёл с глубоко ошибочных позиций. Безвольно опущенные руки, неустойчиво поставленный корпус, ушедший в себя взгляд отражают какие-то сомнения и колебания этого неврастеничного, бледного молодого человека, именуемого студентом академии. Манерность письма, нарочитая игра на тонах и красках, отклонение от реальности, правды, выдают колебания и сомнения самого автора в творческом пути. Это факт тем более тревожен, что и серии портретов, представленных Огибениным на выставке наиболее слабыми и отмеченными теми же недостатками, что и портрет «Студент Академии» являются его последние работы, выполненные после решений Центрального Комитета об идеологической работе. Невольно встаёт вопрос — в чём сомневается автор, почему и откуда у него появились тенденции к формализму в то время, когда ваше искусство с огромной силой утверждает метод социалистического реализма.

Столь же двойственен Лебединский. Его пейзаж в графике и пейзаж маслом — это две различных линии творческого пути художника. Графика реалистически отражает сибирскую тайгу, могучую, манящую, прекрасную. Чувствуется перспектива жизни, её развитие, чего нельзя сказать о пейзажах выполненных маслом, как, например, «Вешние воды». В этой картине всё противоречиво. С одной стороны деревья, согретые лучами весеннего солнца, пробуждённые к новой жизни — свидетельство жизнеутверждения. А внизу — тёмно-синяя муть воды, устрашающая бездна, непонятная таинственная стихия. И трудно понять, перед чем преклоняется художник, какому началу отдаёт своё предпочтение.

Нельзя не отметить и наличия в творчестве отдельных художников элементов салонной живописи, непреодолимого преклонения перед западничеством, нашедшие наиболее чёткое выражение в работах художницы М. Л. Возлинской (Новосибирск). В портретах заслуженного артиста РСФСР И. А. Зак, заслуженной артистки РСФСР В. П. Редлих явно сквозят влияния современного буржуазного западного искусства, сочетающихся со слащавой сусальностью и условностью. Автор явно не понял ни советской действительности, ни психологии советских людей, ни их мировоззрения и продолжает оставаться на позициях, осуждённых Центральным Комитетом нашей партии.

Некоторым художникам ещё недостаёт понимания прекрасного в искусстве. Здесь уместно напомнить понятие о прекрасном, сформулированное крупнейшим русским демократом Чернышевским, который писал:

«…Мне кажется, что определение прекрасного — «прекрасное есть жизнь», прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такую, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который высказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни, — мне кажется, что это определение удовлетворительно объясняет все случаи, возбуждающие в нас чувства прекрасного».

Что может быть прекрасней нашей жизни, жизни страны социализма, жизни советских людей, людей победителей, создавших социалистический строй, отстоявших честь и независимость своей родины от злобного и коварного врага, разгромивших германский фашизм и японский империализм, и тем самым спасших мировую цивилизацию, уверенно и смело идущих вперёд к сияющим вершинам коммунизма!

Каким неисчерпаемым кладезем вдохновения для творческих работников является Советская страна, советские люди-герои, их умные и великие дела. Нужно только понять нашу жизнь, вдохновиться её героической, мощной красотой, и художнику, наделённому талантом и ясным мировоззрением, открывается широкий путь творческого отображения нашей героической современности. Вот почему советский народ, советская страна ждут от художников новых произведений, отражающих нашу жизнь.

Товарищ Жданов в своём докладе на собрании партийного актива Ленинграда говорил:

«Где вы найдёте такие великолепные качества людей, какие проявил наш советский народ в Великой Отечественной войне и какие он должен каждый день проявлять в трудовых делах, перейдя к мирному развитию, восстановлению хозяйства и культуры. Каждый день поднимает наш народ всё выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера и завтра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас уже не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны.Показать эти новые высокие качества советских людей, показать наш народ не только в его сегодняшний день, но и заглянуть в его завтрашний день, помочь осветить прожектором путь вперёд — такова задача каждого добросовестного советского писателя. Писатель не может плестись в хвосте событий, он обязан идти в передовых рядах народа, указывая народу путь его развития. Руководствуясь методом социалистического реализма, добросовестно и внимательно изучая нашу действительность, стараясь глубже проникнуть в сущность процессов нашего развития, писатель должен воспитывать народ и вооружать его идейно».

Эти указания товарища Жданова полностью относятся ко всем деятелям идеологического фронта, в том числе к советским художникам.

Руководствуясь замечательными указаниями нашей партии, советские художники Сибири должны создать и могут создать произведения, достойные нашего великого народа, нашей великой эпохи.

Добавить комментарий