О выставке омских художников 1929 года

Омский филиал общества художников «Новая Сибирь» устроил 2-ю выставку, приурочив её к майским праздникам. На выставке приняли участие из 27 действительных членов общества лишь 8 человек. Всего участников выставки было 12.

художник уфимцев виктор сибирь картина пей до дна
В. Уфимцев, «Пей до дна»

Несмотря на отсутствие рекламы, выставка посещалась не плохо. Среди посетителей было очень много молодежи, рабочих, служащих и красноармейцев, Посетители отнеслись к работе художников с большим вниманием и сочувствием. Выставка была мала не по вине устроителей. Были выставлены картины, графика, макеты, архитектурные проекты, но не представлены работы из новых областей искусства: работы художников в клубах, по оформлению празднеств и работы для деревни.

Могла быть отражена и деятельность художника в школах. Эти области пока ещё закрыты для художника. Между тем клубы нуждаются в картинах, панно, в работах по оформлению сцены, уголков и т. д. Празднества требуют художественного оформления. Деревне нужны художественные работы. На деле же из десяти клубов не найдется и одного, в котором художественную работу ведёт квалифицированный художник. Большая часть клубов обходится без художников и «завы» этих клубов рассматривают это обстоятельство, как достижение, в смысле режима экономии.

Празднества, по прежнему, носят случайный антихудожественный характер, т.к. устраиваются почти без участия художников, домашними средствами и способами.В этом повинны не столько сами художники, не раз заявлявшие о своей готовности работать для масс, сколько все еще очень низкий уровень художественного развития наших культработников. Здесь действует неправильно понятая теория «социального заказа», приводящая исключительно к внешней революционности, за которой сквозит порой церковно-царская бутафория «доброго старого времени».

художники сибири
В. Трофимов, «Глинистые берега»

Клубы наполняются портретами вождей, написанными, как иконы, рынок — лубком, в роде «Сталин среди делегаток», который можно назвать «Магомет в раю» (см. «Искусство» № 1, 1929 г.).

Надо привить мысль что и в пейзаже, написанном художником с революционным сознанием, революция может зазвучать сильнее чем в партизанской баталии и, наоборот, даже портрет Ленина может оказаться реакционны.

Следовало бы создать особые эстетические комиссии, которые заботились бы о художественном оформлении наших клубов, приёмных банков, общественных зал, театров, библиотек и т.д, проведя для этих целей какое-нибудь небольшое обязательное отчисление. Таким образом, вкусы случайных заказчиков, часто оказывающиеся дореволюционными, были бы подчинены правильно понятым интересам пролетариата.

Остается пожелать, чтобы художники настойчивее добивались должного внимания к своей работе и доказали бы, какое значение имеет работа художника в строящейся новой жизни.

В. Т. и В. И.

Источник: Журнал «Сибирские огни», 1929 г. Кн. 3 : май — июнь. Оригинал доступен по ссылке.

Добавить комментарий