Омский филиал общества художников «Новая Сибирь» устроил 2-ю выставку, приурочив её к майским праздникам. На выставке приняли участие из 27 действительных членов общества лишь 8 человек. Всего участников выставки было 12.
Несмотря на отсутствие рекламы, выставка посещалась не плохо. Среди посетителей было очень много молодежи, рабочих, служащих и красноармейцев, Посетители отнеслись к работе художников с большим вниманием и сочувствием. Выставка была мала не по вине устроителей. Были выставлены картины, графика, макеты, архитектурные проекты, но не представлены работы из новых областей искусства: работы художников в клубах, по оформлению празднеств и работы для деревни.
Могла быть отражена и деятельность художника в школах. Эти области пока ещё закрыты для художника. Между тем клубы нуждаются в картинах, панно, в работах по оформлению сцены, уголков и т. д. Празднества требуют художественного оформления. Деревне нужны художественные работы. На деле же из десяти клубов не найдется и одного, в котором художественную работу ведёт квалифицированный художник. Большая часть клубов обходится без художников и «завы» этих клубов рассматривают это обстоятельство, как достижение, в смысле режима экономии.
Празднества, по прежнему, носят случайный антихудожественный характер, т.к. устраиваются почти без участия художников, домашними средствами и способами.В этом повинны не столько сами художники, не раз заявлявшие о своей готовности работать для масс, сколько все еще очень низкий уровень художественного развития наших культработников. Здесь действует неправильно понятая теория «социального заказа», приводящая исключительно к внешней революционности, за которой сквозит порой церковно-царская бутафория «доброго старого времени».
Клубы наполняются портретами вождей, написанными, как иконы, рынок — лубком, в роде «Сталин среди делегаток», который можно назвать «Магомет в раю» (см. «Искусство» № 1, 1929 г.).
Надо привить мысль что и в пейзаже, написанном художником с революционным сознанием, революция может зазвучать сильнее чем в партизанской баталии и, наоборот, даже портрет Ленина может оказаться реакционны.
Следовало бы создать особые эстетические комиссии, которые заботились бы о художественном оформлении наших клубов, приёмных банков, общественных зал, театров, библиотек и т.д, проведя для этих целей какое-нибудь небольшое обязательное отчисление. Таким образом, вкусы случайных заказчиков, часто оказывающиеся дореволюционными, были бы подчинены правильно понятым интересам пролетариата.
Остается пожелать, чтобы художники настойчивее добивались должного внимания к своей работе и доказали бы, какое значение имеет работа художника в строящейся новой жизни.
В. Т. и В. И.
Источник: Журнал «Сибирские огни», 1929 г. Кн. 3 : май — июнь. Оригинал доступен по ссылке.